Только-только закончился VII Горьковский фестиваль – и сразу же началась подготовка к восьмому, юбилейному, который пройдет накануне 150-летия со дня рождения писателя.
Мы возобновили переговоры по поводу приглашения на фестиваль театра из Европы (Италии или Франции), продолжив конструктивное сотрудничество со старшим научным сотрудником Архива А.М. Горького ИМЛИ РАН Мариной Альбиновной Ариас.
Не прерывалась творческая связь и с координатором проектов НП «Наследие без границ» Верой Павловной Вольновой.
По приглашению сотрудников Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН и НП «Наследие без границ» директор театра Б.П. Кайнов, зам. директора Е.В. Шмелева и руководитель литературно-драматической части Т.Е. Яровикова 12 декабря побывали на спектакле Театра им. Евг. Вахтангова «Люди как люди» (по пьесе М. Горького «Зыковы»). В этом спектакле играет Дарья Максимовна Пешкова - внучка Алексея Максимовича Горького.
Узнав, что на спектакль приедут нижегородцы, Дарья Максимовна (актриса Театра им. Евг. Вахтангова) лично оставила у администратора приглашение на своё имя. Теперь в архиве театра бережно будет храниться это приглашение на 3 лица с надписью «Пешкова»…
Небольшую роль горничной Палагеи Дарья Максимовна играла необычно, озорно, весело. Можно сказать, буквально хулиганила на сцене!
А в антракте Дарья Максимовна (она не была занята во втором акте и должна была уезжать) повидалась с земляками своего великого дедушки. Это была встреча из тех, которые потом остаются в памяти на всю жизнь. Настоящая «уходящая натура» Дарья Максимовна Пешкова… Бесконечно обаятельная, веселая, внимательная, доброжелательная, с потрясающим шармом, прекрасно выглядящая, с великолепным чувством юмора и «дореволюционным воспитанием», которое сквозило во всём. Безукоризненная внешность, безукоризненный вкус, безукоризненные манеры, безукоризненная русская речь…
Кстати, о чувстве юмора. Дарья Максимовна не без юмора вспомнила и рассказала две небольшие истории, связанные с Алексеем Максимовичем:
- Мы тогда жили в Италии, мне было лет 5-6. И на завтрак нас с сестрой Марфой обычно кормили кашей или макаронами. Всё время одно и то же – макароны или каша. Я уже не могла это есть, и стала потихоньку выбрасывать еду в камин. И в доме от этого появились мыши. Но сначала никто не мог понять, откуда они взялись. А Алексей Максимович решил выяснить – и подглядел однажды за нами во время завтрака (нас, детей, кормили в отдельной комнате), и увидел, как я выбрасываю кашу в камин. Он так рассердился! Схватил меня за шиворот и закричал: «Дети в России голодают, а ты еду выбрасываешь!..» Я его в таком гневе больше никогда не видела…
Он, конечно, нас с сестрой очень любил, но был строг. Однажды - мы тогда уже жили в Горках, мне было 14 лет - Ромен Роллан подарил нам с сестрой удивительные шелковые платья. Мы в России в это время шелка-то и не видали, все платья были из ситца или полотняные. А тут платья красоты необыкновенной! Голубые, шелковые, и по голубому фону порхают ласточки. Надели мы с сестрой эти платья, выходим, а навстречу Алексей Максимович: «Это что такое?! Немедленно снять и отдать в детский дом!» Так и сделали. А мы с Марфой безутешно рыдали…
С директором нашего театра Дарья Максимовна Пешкова общалась как со старым добрым знакомым: в 2011 году Дарья Максимовна была почетным гостем Пятого (возрожденного) Горьковского фестиваля, и ей очень понравился и фестиваль, и наш город, и нижегородцы…
Будем благодарны судьбе за то, что продолжается живая, человеческая связь времен и поколений, что служит в Театре Вахтангова замечательная Дарья Максимовна Пешкова, что они вместе с сестрой Марфой Максимовной (архитектором) ещё полны сил (многочасовые прогулки на свежем воздухе, гимнастика и… мёд - открыла секрет прекрасной формы Дарья Максимовна), что мы можем видеть и слышать этих удивительных, редкой породы людей, потомков великого русского писателя и драматурга, нижегородца Алексея Максимовича Горького. И будем сохранять и продолжать Горьковский фестиваль.