20 декабря премьерный спектакль «Павел I» в постановке Елены Невежиной (г. Москва) посмотрел известный московский театральный критик Григорий ЗАСЛАВСКИЙ.
 
Судя по всему, Григория Анатольевича привлекло то, что эту пьесу Дмитрия Мережковского ставят мало (как известно, сам автор предназначал ее для чтения, а не постановки), и почему Елена Невежина – режиссер интересный и думающий, по словам Григория Заславского, решила именно сейчас обратиться к этому тексту, оказалось для критика любопытным.
 
После спектакля Григорий Анатольевич поделился своими впечатлениями о постановке с артистами.
 
У критика были некоторые сомнения по поводу первого действия, которые развеялись по окончанию спектакля. Заславский признался, что приехал не зря…
 
Критик обратил внимание на необычную сценографию Дмитрия Разумова (г. Москва), которая создает ту атмосферу символизма и мистицизма, присущую пьесе: «Сценография достаточно точная и говорящая. Интересная. Атмосфера угрозы чувствуется во всем».
 
- И, мне показалось, что спектакль не только о Павле I, - продолжает критик. - О судьбе почти каждого персонажа. Режиссер чуть-чуть стирает индивидуальности всех героев, но, тем не менее, этот спектакль не одного персонажа. Я могу отметить практически каждую роль.
 
Сначала я немного был удивлен назначением Евгения Зерина на роль Павла I. Но на протяжении всего спектакля он меня убедил. Убедил вместе с режиссером. Сейчас к этому императору относятся уже не так однозначно, как раньше. Появился новый взгляд на его личность: как императора и как человека. Самодур ли он? Или человек, который очень много думал о России. Фигура, безусловно, драматическая.
 
В вашем спектакле Павел I, прежде всего, конечно, человек. И именно такой взгляд на императора заставил меня совершенно иначе посмотреть на спектакль, в том числе, и на исполнение роли Павла I.
 
Сложно, находясь на вершине власти, сохранить себя, сохранить человеческое лицо. 30 лет прожил под угрозой своей матери… И понимаешь: «в ком рассудок уцелеет».
 
У Дмитрия Мережковского есть в тексте некий протест между тем, что Павел I говорит, делает и его человеческими желаниями, чувствами и рассуждениями. И шалить ему хочется – детское начало в нем присутствует.
 
Замечательная сцена Павла I и Анны Гагариной, когда он признается и в том, как в детстве играл в солдатики. Став императором, продолжает играть… Все это сделано замечательно и убедительно. И снова задумываешься над тем: диктатор он или играет в диктатора, или не может быть диктатором, а вынужден. Для меня этот спектакль еще и о том, как оказавшись на вершине власти, легко сойти с ума…
 
В общем, вы меня убедили. Я принял вашего Павла I. Павла I не только императора, сколько человека.
 
Повторюсь, но, как мне показалось, в вашем спектакле важны практически все персонажи, каждый со своей судьбой. Важен выбор, перед которым они стоят.
 
Убивать нельзя, но и не убить невозможно. Такова неизбежность всей истории.
 
В спектакле много тонких и важных нюансов. Например, когда императрица говорит: «Смотрю на него, и сердце болит», - при этом подает руку доктору для измерения пульса. И таких замечательных деталей в спектакле много.
 
Одна из сильнейших сцен в спектакле – диалог Палена и Павла I. В ней переданы сложнейшие отношения между этими двумя людьми. Страх и любовь. Двойная сцена.
 
Еще я подумал о том, как короток путь от инфанта до императора. Актеру Ивану Бычкову (Александр) удалось это точно сыграть. Один короткий шаг, и голос сменяется на металлический.
 
Это, конечно, мои самые первые впечатления после спектакля. Безусловно, я буду думать о нем. Но самое главное, я понял, почему Елена Невежина и театр драмы взял именно эту пьесу Дмитрия Мережковского. Она действительно очень актуальна и сейчас. В разные эпохи пьеса звучит по-своему.
 
P.S.
Григорий Анатольевич ЗАСЛАВСКИЙ, театральный критик (г. Москва): окончил театроведческий факультет Российской академии театрального искусства (1993), ученик Инны Соловьёвой.
 
Первую рецензию опубликовал в 1989 г. в газете «Московский комсомолец». Работал в журналах «Музыкальная жизнь», «Московский наблюдатель», был театральным обозревателем «Радио России», радиостанций «Надежда», «Говорит Москва», «Маяк». С 1993 г. по настоящее время сотрудник «Независимой газеты», заведующий отделом культуры. Обозреватель информационного канала Вести. Член Комиссии Союза театральных деятелей РФ по критике и театроведению. В 2009 г. выпустил книгу «Москва театральная. Путеводитель». Кандидат филологических наук (2011).
Версия для слабовидящих