Александр Васильевич Мюрисеп… Актер-философ, актер-интеллектуал, актер-лирик и актер-комик. АРТИСТ милостью Божьей. А ещё – педагог, режиссер, писатель, профессор, мастер художественного слова, книгочей и образованнейший человек.
Строка из стихотворения Ю. Левитанского, одного из его любимых поэтов, вынесена в заголовок неслучайно: Александр Васильевич стремится многое - культурно и духовно ценное - сохранить, уберечь, продолжить, придумать, воплотить. Невзирая на всеобщую суету и занятость, не сетуя на время и времена, не ссылаясь на обстоятельства и непонимание. Просто берет и САМ делает. И получается прекрасный, реальный результат. Потому что ТАЛАНТ.
Сегодня у заслуженного артиста России, лауреата премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина Александра Васильевича Мюрисепа творческий юбилей – 25 лет на сцене Академического театра драмы.
В актерскую профессию Александр Мюрисеп пришел уже довольно зрелым человеком (в Горьковское театральное училище поступил после окончания физического факультета Горьковского университета им. Н.И. Лобачевского), а в Нижегородском театре драмы начал служить уже будучи опытным актером (до этого 16 лет успешно работал в Кировском театре драмы – причем не только много играл, но и много ставил как режиссер).
Вместе с Александром Васильевичем в нашем театре появился особый свет – свет обаятельнейшего, многогранного актерского и человеческого таланта, интеллекта и интеллигентности, тонкого юмора, доброжелательности и умения во всем «дойти до самой сути». Вот о ком действительно можно сказать – светлый талант и светлый человек. И всё это при необычайном трудолюбии и истовом отношении к любому делу.
А дел у него всегда уйма, и все – творческие. Деятельность Александра Васильевича Мюрисепа поистине творческая…
Начнем с актерской. Сыграно в нашем театре много хороших, самых разных ролей – и сыграно замечательно. Перечислим некоторые: Мамаев, Юсов («На всякого мудреца довольно простоты», «Доходное место» А.Н. Островского), генерал Аносов («Гранатовый браслет» А.И. Куприна), Бруно Кречмар («Камера обскура» В. Набокова), Полоний («Гамлет» В. Шекспира), Милонов («Лес» А.Н. Островского; за исполнение роли Милонова актер награжден Дипломом лауреата I - го Всероссийского фестиваля «Старейшие театры России в Калуге» в номинации «Лучшая роль второго плана»), Арнольф, Оргон, Полишинель и Диафуарус («Школа жен», «Тартюф», «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера), Херея («Калигула» А. Камю»).
И на нескольких ролях – недавних – остановимся. Вот, например, одна из главных, больших ролей – роль Льва Толстого в спектакле «Третья правда, или История одного преступления». За исполнение этой роли Александр Мюрисеп стал лауреатом премии «Творческая удача» на театральном фестивале «Премьеры сезона», о ней восторженно отзывались журналисты и театральные критики, но ценнее всего и дороже, наверное, все-таки отзыв автора пьесы Ольги Михайловой, которая побывала на премьере спектакля и сказала следующее: «…Главное удивление - это Александр Васильевич Мюрисеп в роли Толстого. Кто не знает Льва Толстого? Но в основном у многих сложился традиционный образ писателя: такой добрый старичок, который принял философию «непротивления злу насилием», мягкий, уступчивый. А ведь Толстой был достаточно сильный человек, твердый, жесткий. Когда он уверовал в свое учение, в свою правду, его невозможно было сломить, свернуть. И в этом спектакле на сцену вышел именно такой Толстой! Образ писателя даже пластически так решен… Толстой в исполнении Мюрисепа… наступательный. В спектакле он достаточно жёсток в своих суждениях, убежден в своей правоте. И мне очень понравился именно такой Толстой. Думаю, для многих зрителей этот образ достаточно неожиданен. Но он правдив и интересен».
Или роль неглавная, эпизодическая – роль Графа Кутайсова в премьере этого сезона «Павел I». Посмотревший спектакль и отметивший хороший актерский ансамбль известный театральный критик Григорий Заславский подчеркнул, что не может не сказать об образе Графа Кутайсова, который прекрасно исполнен актером Александром Мюрисепом (очень точно, тонко и «по-человечески»), что здесь чувствуется личность актера, её масштаб и глубина.
Или ещё одна роль в недавней премьере – роль Федора в «Свадьбе Кречинского» А. Сухово-Кобылина. Тут профессионалы говорят о трех образах (Кречинский, Расплюев, Федор), отмечая, что такой удивительной, необычной троицы, так блестяще сыгранной в заданном режиссерском рисунке (сложном, неожиданном) больше нигде нет и никогда не было в спектаклях по этой пьесе.
Все работы Александра Васильевича на сцене – и главные роли, и небольшие – каким-то непостижимым образом проникают в зрительские сердца: зал весело смеется над его героями, сочувствует им, страдает и радуется вместе с ними…
От актерской перейдем к деятельности режиссерской (Александр Васильевич, будучи перфекционистом по жизни, окончил режиссерский факультет Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина). Он поставил около 30 спектаклей в театрах России, а в родном Академическом – спектакли «Сказка о четырех храбрецах», «Московские приколы» и «Три супруги-совершенства», которые долгое время не сходили со сцены и имели успех у зрителей. О том, сколько поставлено в Нижегородском театральном училище (с 1970 года!) в качестве режиссера-педагога и художественного руководителя курса на драматическом отделении, можно составить отдельный трактат.
Студенческие спектакли, поставленные педагогом и режиссером Александром Мюрисепом на сцене Учебного театра Нижегородского театрального училища, как и учебные постановки опер Моцарта, Глюка, Верди, Чайковского, Римского-Корсакова в консерватории, всегда вызывают интерес, становятся событиями в культурной жизни города.
Настоящими событиями в культурной жизни города стали и результаты ещё одной грани его таланта, достойной особого отношения, особого восхищения и уважения. Скажем, театр не мог не откликнуться на такое событие как 70-летие Великой Победы. И именно Александр Васильевич стал режиссером, вдохновителем и создателем видеофильма «Я жил одним дыханьем со страной…», где актеры исполняют стихи и песни о войне. Это он – не считаясь со временем, вдохновенно и любовно - подбирал материал, репетировал, «собирал» этот фильм. И какой фильм получился!.. Его невозможно смотреть равнодушно…
А потом так же любовно (и, конечно, со свойственным ему знанием дела и литературы) он «собирал» «Ночь литературы» в театре: создал с актерами и показал на сцене поэтическую композицию «Музыка души», которая вызвала бурю зрительских эмоций и восторгов…
Но всё это было бы невозможным не только без талантов Александра Васильевича, но и без уважения и любви к нему актеров-коллег, которые с удовольствием готовы работать с таким человеком.
Потому что он любит и ценит актерское братство, глубоко знает и чувствует театр, готов всё делать для сохранения традиций, создания нового и интересного, для того, чтобы жила память о людях искусства. Поэтому опять же именно Александр Васильевич «собирал» с коллегами и режиссировал Вечер памяти замечательного нашего режиссера Василия Федоровича Богомазова. И снова со сцены родного театра – любовь, интеллигентность, подлинные чувства, живой Театр… И снова всеобщая искренняя благодарность и восхищение…
Мы остановились в основном на творческой деятельности в стенах и на благо родного театра (все-таки юбилей связан с четвертью века служения в Академическом театре драмы), потому что о творческой деятельности Александра Васильевича на благо родного города можно рассказывать бесконечно: здесь и великолепные чтецкие программы с симфоническим оркестром и оркестром народных инструментов, и участие во всевозможных фестивалях и знаковых для города и области мероприятиях (в качестве сценариста, режиссера и ведущего), и создание и проведение придуманного им фестиваля «Улыбышевские ассамблеи», и написанные им книги, и «кровью сердца и любви» собранный им, отредактированный и благодаря ему появившийся отдельный номер литературно-художественного журнала «Вертикаль. ХХI век», целиком посвященный талантливейшему режиссеру Е.Д. Табачникову, которого Александр Васильевич почитает одним из своих главных учителей в профессии; и выступления Александра Васильевича в нижегородских музеях, школах, вузах, на радио и телевидении. Заслуженный артист России Александр Васильевич Мюрисеп – как истинный русский интеллигент – просто не может остаться в стороне от культурно-просветительского контента города, ему этого никто и не позволит…
Повезло и городу, и театру с Александром Васильевичем, с тем, что он у нас есть. Потому что во всём, что бы ни делал Александр Васильевич Мюрисеп, присутствует:
«…и вкус, и слово,
И чувства верная основа,
И стиль, и смысл, и ход, и троп,
И мысль изложена не в лоб».
Это строки из стихотворения ещё одного любимого им поэта Давида Самойлова…
Дорогой Александр Васильевич! Коллектив театра гордится Вами, любит Вас и благодарит за талантливую творческую деятельность, с юбилеем которой сегодня от всего сердца Вас поздравляет! Желаем Вам доброго здоровья, новых ролей, исполнения всех Ваших прекрасных задумок, радости творчества, неиссякаемой энергии и умения все-таки отдыхать (хоть иногда!), много-много счастливых минут в жизни, побед на всех Ваших путях – в актерстве, режиссуре, педагогике, литературе; нежности, любви и тепла! Добра и благополучия Вашей прекрасной актерской, творческой семье!