Сегодня театр празднует уникальный юбилей уникального сотрудника: исполнилось 60 лет (!) трудовой деятельности в Академическом театре драмы замечательного бутафора Ирины Федоровны ГУСЕВОЙ!
Наши поздравления – самые сердечные, самые искренние, слова благодарности – самые восторженные, самые любовные!
…Ирина Федоровна начала служить в театре в 15 лет. И это не было случайностью, потому что весь строй жизни этой девочки, весь семейный уклад предопределили именно такой выбор. В семье любили искусство, литературу. Отец Ирины Федор Степанович, работавший заместителем директора Горьковского книжного издательства, играл в народном театре, прекрасно пел. И Ирина театр обожала: бегала с подружками на все спектакли театра драмы, на все премьеры – и не по одному разу…
А в театр её привел родной дядя, занимавший тогда в театре драмы пост главного бухгалтера. Пришел как-то в гости к родственникам и говорит: «Театру бутафор нужен, место вакантное появилось, пойдешь к нам работать, Ира?..» А Ира в тот момент собралась идти учиться на химика (ей нравилась химия), но…
- Я сразу же согласилась, - вспоминает Ирина Федоровна. – Работать в театре! Об этом можно было только мечтать! Я готова была кем угодно работать – лишь бы в театре…
И она начала служить в бутафорском цехе, где творили четыре человека (Ирину взяли пятой на должность «ученицы бутафора»). В театральном училище в то время художественно-бутафорского отделения не было: всё постигала на практике, училась у старших опытных коллег.
- У меня были прекрасные учителя - интеллигентнейшие люди и талантливые художники: зав. цехом Валентина Михайловна Хотько и бутафор Елизавета Ивановна Гладышева, - продолжает Ирина Федоровна. – Помню, в первый день принесли они из реквизиторского цеха птицу, поставили передо мной и говорят: «Рисуй…» И я стала рисовать… Мне повезло необыкновенно: я попала в такой замечательный талантливый коллектив, ко мне все очень внимательно относились (не только бутафоры), опекали (я же самая маленькая была), любили, учили, подсказывали, направляли...
И у Ирины всё стало получаться. Наверное, от атмосферы всеобщей любви и уважения. Она накупила книг по специальности, очень-очень старалась всё делать правильно, красиво – и оказалось, что руки у неё золотые, что она талант, что есть и художественный вкус, и умение.
Как-то сделала она цветок (астру) в петлицу театрального костюма народного артиста России Владислава Александровича Соколовского. Он пришел в цех и спрашивает: «Это кто же такой прекрасный цветок мне сделал? Покажите-ка мне этого человека…» Ирина смутилась, но признание её мастерства из уст ТАКОГО артиста, конечно, было очень приятно. Потом, за 60 лет службы, она столько раз выслушивала слова благодарности и восхищения своей работой – и от художников, и от актеров, и от режиссеров!..
А сколько сделано за 6 десятилетий её руками в театре... Для сотен и сотен спектаклей! Если актеры не во всех спектаклях порой заняты, то самые разные бутафорские предметы и детали оформления, изготовленные талантом Ирины Федоровны, «играют» во всех постановках. Различные предметы сервировки (посуда и кушанья), зонтики, веера, сумочки, цветы, лепные украшения интерьеров, бижутерия, люстры и т. д. и т. п. Всего не перечислить! Тем более что каждый раз для каждой новой постановки могут понадобиться совершенно неожиданные предметы. Например, поле колосков…
- И это самое интересное – делать то, с чем раньше никогда не сталкивался, - признается Ирина Федоровна. – Мы тогда собираемся всем цехом, обсуждаем, придумываем, как и из чего лучше сделать. И чем сложнее, тем интереснее работать…
Личный «конек» Ирины Федоровны – это сумочки и абажуры. Сумочки получались у неё удивительные – из бархата, шелка! Ирина Федоровна отделывала их шнуром, бисером, стеклярусом, причем проявляла инициативу, творчество. Надежда Бахвалова, бывшая главным художником театра, соглашалась с её «изменениями эскизов», доверяла её вкусу и мастерству.
А абажуры Ирина Федоровна умеет делать самой сложной формы, и опять же – рюши, бахрома, шнур… «Это же очень интересная работа, творческая, - убеждена Ирина Федоровна. - Погружаешься в неё, и уже не считаешься ни со временем, ни с чем, - лишь бы сделать хорошо, красиво…»
Любимый театр и обретенная любимая профессия вошли в её жизнь сразу и навсегда. Она и свою Любовь, свою судьбу встретила в театре – своего мужа Николая Николаевича Гусева (и тоже на всю жизнь: несколько лет назад они отметили золотую свадьбу). Заслуженный работник культуры России, лауреат премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина Н.Н. Гусев сейчас в театре уже не служит, но он тоже бессменно проработал здесь почти 60 лет, заведовал поделочным цехом. О талантливых специалистах Гусевых знали во многих российских театрах (в советское время обязательными были длительные летние гастроли театров в разные города), некоторые режиссеры и директора пытались переманить их к себе (приглашали в Ригу, в Тбилиси). Художник театра драмы А.Н. Юрков (светлая ему память) при возникающих «заминках» рекомендовал их приезжим театрам так: «Идите к Гусевым, они вам всё что угодно сделают…»
- Гастроли мы все любили, - говорит Ирина Федоровна. – Благодаря театру столько новых городов увидели! Побывали в Одессе, Ленинграде, Риге, Сочи, Москве, Туле, Краснодаре – можно долго перечислять…
А на самые первые в своей жизни гастроли Ирина отправилась в Киров. Она, правда, в то время решила поступать в иняз (получать высшее образование), но… (опять «но»!). Зав. цехом Валентина Михайловна пришла и говорит: «Решай, Ирина, или ты едешь с театром на гастроли и тебе повышают зарплату, или увольняешься и идешь поступать в институт…» В итоге Ириной маме пришлось забирать документы из иняза, потому что Ира уехала на гастроли в Киров.
Выбрала театр… И никогда ни на секунду об этом не пожалела.
Она гордится театром, считает себя счастливым человеком, что работала и работает над ТАКИМИ спектаклями, с ТАКИМИ людьми, что художники, приезжающие на постановки, всегда очень высоко оценивают труд цехов театра, с благодарностью отзываются о сотрудниках. Ей всегда и всё в театре интересно, она смотрит все премьеры (это само собой разумеется), любит актеров, переживает и расстраивается, когда возникают проблемы, сетует, что прошли те времена, когда зрители приходили в театр как на праздник – нарядными, в вечерних туалетах…
- Но какие бы ни происходили изменения, я всё равно себе жизни без театра не представляю, - говорит Ирина Федоровна. – Я выросла в театре, это мой дом. Вся жизнь – здесь. Я больше находилась в театре, чем дома…
И это сущая правда. Ирина Федоровна Гусева действительно не мыслит жизни без родного театра, а театр драмы, в свою очередь, невозможно представить себе без Ирины Федоровны Гусевой - талантливого Мастера-художника и интересного, интеллигентного, доброго и мудрого человека, красивой и бесконечно обаятельной женщины.
Дорогая Ирина Федоровна! Коллектив театра глубоко признателен Вам за Ваш талант, за Ваше творческое и преданное, истовое и любовное служение Театру, за Ваш высокий профессионализм. Вы редкий человек! Мы благодарим и любим Вас! Желаем Вам доброго здоровья, энергии, любви и понимания, неослабевающего интереса к профессии и жизни. Оставайтесь такой же красивой, молодой, активной, искренней, любящей и любимой! Добра, благополучия, много-много светлых и радостных дней Вашей прекрасной, «золотой» театральной семье!