Театр – это нерв, наркотик, храм, живое общение…
Более сотни ролей, более сотни самых разных воплощенных образов! Нет ни одной роли, которая бы не трогала, которая бы не удивляла… Валерий Васильевич – мощный артист. Масштабный. Ювелирно тонкий. Глубокий. Редкий…
В день своего юбилея народный артист России, лауреат премии им. Н. И. Собольщикова-Самарина выйдет на сцену в одной из этапных для него ролей – в роли дворянина Василия Семеныча Кузовкина в спектакле по пьесе И. С. Тургенева «Нахлебник».
По словам режиссера-постановщика Бориса Голубицкого, Кузовкин – персонаж неоднозначный: «Герой добровольно принимает роль шута при богатом господине и исполняет ее всю жизнь. Это не страдалец, а человек с серьезными противоречиями и комплексами. И сегодня если не вся Россия, то очень многие живут по принципам дворянина Кузовкина — видимо, нахлебничество у нас в крови». Кузовкин Валерия Васильевича Никитина на глазах зрителей из шута превращается в человека с достоинством… И делает это настолько тонко, пронзительно, мучаясь внутренними противоречиями, нервно, болезненно, что в зале… плачут. Спектакль «Нахлебник», прежде всего, о человеческом достоинстве.
Валерий Васильевич на сцене более 50 лет! Половина из них – на сцене Нижегородского театра драмы им. М. Горького. Ему посчастливилось работать с разными режиссерами. Но одной из важных судьбоносных встреч артист считает встречу с режиссером Ефимом Табачниковым, который и пригласил Валерия Васильевича в Нижегородский театр драмы.
- Во Владивостоке мы с Ефимом Давыдовичем очень плодотворно работали. Много ролей у него сыграл, одна из них – роль Эзопа. Сложнейшая роль. Образ у меня был практически не узнаваемый, - рассказывает Валерий Васильевич Никитин. - Долго приходил в себя после спектакля…
Мы с этим спектаклем много ездили по разным городам: большим и малым. Всегда его принимали очень хорошо. Почему? Потому что в нем главная тема - свобода и человеческое достоинство Эзопа. И вот получаю письмо от одной женщины. В письме она пишет о том, что многие годы была прикована к инвалидной коляске… Посмотрела наш спектакль несколько раз и… встала! Я вам, честно скажу, не очень поверил тогда. Но однажды выхожу из театра, и меня встречает эта женщина. Я, конечно, был удивлен. Ошеломлен. Потрясен. Мы прошлись, поговорили, разошлись… И тут я стал снова думать, искать ключ к пониманию, что же такое театр… Конечно, театр - это нерв. У Ефима Давыдовича Табачникова научился поэтике человеческого духа... После каждого тяжелого драматического спектакля, у зрителей должно происходить очищение, обновление, появляться надежда. Катарсис, если хотите. Мне кажется, ситуация с этой женщиной – тому подтверждение. Эзоп поставил ее на ноги… Чудеса? Может быть.
Для Валерия Васильевича театр – это наркотик: «В хорошем смысле наркотик. Без него сложно жить, дышать. Он просто необходим. Когда долго не выходишь на сцену, плохо себя чувствуешь, становится неуютно».
Для Валерия Васильевича театр – это Храм: «Театр – это кладезь всех культур! Он поглощает, впитывает все мировые культуры. Многие актеры – верующие люди… Прежде чем выйти на сцену, многие крестятся… А сцена – это и экзамен, и суд, и радость, и неожиданность. Театр – это живое общение. Живое общение со зрителем. С разным зрителем. Зритель питает нас, мы питаем зрителя. И вот это живое общение дает театру бессмертие…»
Уважаемые зрители! Мы ждем вас на бенефисе народного артиста России Валерия Васильевича НИКИТИНА 9 марта в день его юбилея! Встреча с таким артистом – это всегда нерв, наркотик, живое общение… Это всегда очищение и обновление. Бенефисный спектакль «Нахлебник» с Валерием Васильевичем Никитиным в главной роли – это праздник для истинных театралов. Начало в 18.30.
До встречи в театре!