Мы писали о том, что 28 марта в день рождения Алексея Максимовича Горького (по уже сложившейся традиции), в Белом зале Центральной областной библиотеки состоялось открытие XXXVII Международной научной конференции «Горьковские чтения». И так же по традиции в день торжественного открытия «Горьковских чтений» были названы имена новых лауреатов Премии Нижегородской области имени А.М. Горького. Среди них - артисты нашего театра: заслуженный артист России Сергей БЛОХИН (за исполнение роли Василия Бессеменова в спектакле «Мещане»), заслуженный артист России Александр СУЧКОВ (за исполнение роли певчего Тетерева в спектакле «Мещане»), актриса Мария МЕЛЬНИКОВА (за исполнение роли Татьяны в спектакле «Мещане»).
 
Накануне конференции её участники (а их было около 30 человек) побывали в нашем театре и посмотрели еще один горьковский спектакль «Васса», который идет на сцене уже шестой сезон. Зрительный зал был полон. Зрители чутко и точно реагировали. Нам стало любопытно мнение горьковедов, людей, которые видели не один спектакль по этой пьесе нашего земляка. Мнения некоторых из них.
 
Светлана Михайловна ДЁМКИНА, кандидат филологических наук, заведующая Государственным Музеем А.М. Горького Института Мировой Литературы Российской Академии Наук (ИМЛИ РАН):
 
- «Васса Железнова» первой редакции не так часто ставится. Она сложная для восприятия и сценического воплощения. В ней такое нагромождение человеческих страстей и пороков. И такой финал…
 
21 век несет свои конфликты. У 21 века свой ритм. И, тем не менее, сто лет прошло, а пьеса остается актуальной. Если честно, меня поразило то, что зрительный зал был полный, но самое главное, как зрители смотрели и слушали. Передо мной сидел молодой человек, он смотрел очень внимательно, буквально не отрываясь от сцены.
 
Спектакль, безусловно, захватывает; в нем есть струна… Актерский ансамбль великолепный. По форме, постановка, казалось бы, классическая. Но в ней, благодаря актерам, такой нерв… Нерв, надрыв, постоянная напряженность, что близко дню сегодняшнему.
 
В вашем спектакле сильный финал. Когда остаются три женщины… У них одно желание, чтобы их дети и внуки были счастливы. Да, много страданий, боли, греха. Но жить-то все равно надо. Людмила не зря говорит: «Начнем все с чистого листа». Человек достоин человеческой жизни. И речь уже не идет ни о деньгах, ни о наследстве. Кстати, помните, в пьесе говорится о саде. Безусловно, это символ. Чеховский мотив.
 
Васса в исполнении заслуженной артистки России Тамары Кирилловой в течение всего спектакля «приручила» нас к себе, она впустила нас в свой мир. И поэтому еще финал оказался таким мощным: Васса словно увеличивается в объемах как личность. Ее безумно жалко. И, тем не менее, в финале есть надежда. По крайней мере, мне так показалось. Человек может не все, но многое изменить.

Марина Альбиновна АРИАС-ВИХИЛЬ, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Архива А.М. Горького ИМЛИ РАН:
 
- Признаюсь, такой спектакль по пьесе Горького «Васса Железнова» я увидела впервые. Несмотря на то, что пьеса не так лихо закручена, как «Васса Железнова» во второй редакции, но героиня – Васса - абсолютно горьковская. Это не смирившаяся героиня, которая живет со своей драмой, страшными переживаниями в душе, но при всем при этом не смирившаяся. Абсолютно горьковская тема – внутреннее бунтарство. Человек может построить свою жизнь, исходя из своего понимания, своей воли, а не подчиняясь воли окружающих. И Васса в вашей постановке сохранила свою волю, внутренний стержень, что в финале делает ее не преступницей, а человеком с большим внутренним человеческим потенциалом, женщиной с сильным характером.
 
Некоторые критики говорят, что Горький – коллекционер личных крахов. И в этом спектакле все герои терпят крах: каждый живет со своей собственной драмой, и эта драма зловещим отблеском освещает всю их жизнь, жизнь, которая стремительно близится к какому-либо краху.
 
Если Максима Горького трактовать как экзистенциального писателя, то пьеса «Васса Железнова» в первой редакции по своей сути типичная экзистенциальная пьеса. Здесь неважно, о каком наследстве идет речь, сколько денег за этим всем стоит. Важно, что человек не может найти себя в этом мире. Каждый персонаж о чем-то мечтает, пытается вырваться, но мы понимаем, что ничего они не сделают: каждый в себе несет этот крах. Они не знают, куда приложить свои силы, потому что деньги не могут быть эквивалентом духовного стремления, не могут быть главной целью жизни.
В финале пьесы и спектакля Горький выступает как моралист. Последний крик Вассы – это крик Горького. Жизнь аморальна, и все, что делают герои, глубоко аморально. Васса, несмотря на то, что тоже совершает много грехов, не может с этим смириться. В этом ее внутренний протест против такой жизни. Она не может свои грехи обсуждать с людьми, такими же грешными, но богу она предъявляет свой счет; она говорит о том, что только бог ее может судить.
 
Мы всегда опираемся на слова Сатина: «Человек звучит гордо». Но, в сущности, протест Вассы – это такой же протест, и именно она в этой пьесе символизирует то, что «человек – это звучит гордо». Несмотря на то, что мы видим развал семьи, крушение дела, неудавшийся брак, несчастных детей, - и, казалось бы, откуда взять Вассе силы, но они в ней есть - эти внутренние силы, энергия отчаяния. Есть сила жизни, стремление к чему-то другому. Конечно, особенно ярко и точно это звучит в финале. Финал спектакля придает ему совершенно иное звучание, расставляет иные акценты.
 
У вас получился сильный экзистенциальный спектакль, где социальные мотивы не так важны. Это коллекция крахов, но и повод подумать о человеке, о человеческой воле, о том, что в человеке много заложено хорошего. Возможна какая-то другая жизнь... Есть в финале обнадеживающая вещь - Васса говорит Людмиле: «Твои внуки будут моими внуками». Хотя они даже родственниками не являются. Она думает: все, что не удалось ей, возможно удастся внукам. Последние сцены придают несколько иную трактовку всему спектаклю.
 
Хочу сказать о блестящем актерском ансамбле. Именно благодаря их тонкой и точной актерской игре действие захватывает от начала и до конца.

Лидия Алексеевна Спиридонова, доктор филологических наук, профессор, заведующая Отделом изучения и издания творчества А.М. Горького ИМЛИ РАН, научный руководитель XXXVII Международной конференции «Горьковские чтения»:
 
- Ваш спектакль очень актуальный. Самое главное, он горьковский. Вы поставили Горького - глубокого, тонкого, сомневающегося. Темы распада семьи, денег, наследства – конечно, это звучит сегодня остро почти для каждого. Артисты замечательные.
 
Крик Вассы в финале - мороз по коже… Спасибо вам.
Версия для слабовидящих