Начались репетиции… 219-ый театральный сезон в Нижегородском театре драмы выдался не просто урожайным: премьера за премьерой, ладони не успевают остыть от одной премьеры, мы ждем следующую, а параллельно начинаются репетиции нового спектакля. Растанцевались на «БРАЧНОМ ДОГОВОРЕ», стали разучивать па «Осеннего танго», нежные страсти «ОСЕННЕГО ТАНГО» в самом разгаре, а мы уже слушаем Дюка Эллингтона и волнуемся за героев спектакля «НА ДНЕ», а «караван идет» дальше – в «НАШ ГОРОДОК», и мы погружаемся в поэтическую метафору о счастье, ожидая с нетерпением новой премьеры «МОЯ СТАРШАЯ СЕСТРА» по пьесе Александра Володина, а она уже совсем скоро – 14 апреля. И снова начались репетиции… Репетиции мало известной повести Аркадия Аверченко «ПОДХОДЦЕВ И ДВОЕ ДРУГИХ»: инсценировка заслуженного артиста России Анатолия ФИРСТОВА, режиссер-постановщик и музыкальное оформление – он же!
 
Неожиданно? С одной стороны, да. Эта постановка не была заявлена в планах на 219-ый театральный сезон. Но… Именно сейчас сошлись ВСЕ обстоятельства. Именно так. По крайней мере, если узнать об истории «дружбы» Анатолия Петровича Фирстова с Аркадием Тимофеевичем Аверченко, в частности, с повестью «Подходцев и двое других», - ничего неожиданного, ничего удивительного, ничего не предсказуемого. Все закономерно. И мы снова с нетерпением и особым волнением ждем премьеры.
 
…А началось все в начале 90-х годов. Почти 25 лет назад! Именно тогда в киоске «Союзпечать» Анатолий Петрович разглядел среди газет книгу в тонком переплете Аркадия Аверченко «Трава, примятая сапогом». Название новое для Анатолия Петровича. Не читал. Хотя к тому времени все, что было издано, перечитано по несколько раз. И, действительно: оказалось, что книга напечатана совсем недавно. Такая интересная судьба у классика: мы открываем его новые произведения до сих пор. Анатолий Петрович прочитал и… влюбился. Загорелся. Как артист со стажем, как режиссер со стажем (Анатолий Петрович в Нижегородском театре драмы поставил несколько спектаклей для детей, а точнее, для семейного просмотра, реабилитировал спектакль «Квадратура круга», ставил спектакли в одном студенческом театре) он уже практически видел, как это может выглядеть на сцене. Воображение и опыт рисовали одну картинку за другой… Кто? Кто исполнители главных ролей? Да, есть в нашем театре такие артисты! Именно они, именно эта троица!
 
Увы. В начале 90-х годов не сложилось. По абсолютно объективным обстоятельствам.
 
Спустя некоторое время… Супруга Ольга Константиновна Федорченко – известный в Нижнем Новгороде хореограф (в Нижегородском театре драмы принимала участие в нескольких постановках как хореограф) попросила совета у Анатолия Петровича: какое музыкальное оформление, какую музыку, каких авторов можно использовать в хореографическом спектакле, чтобы она отражала атмосферу начала 20 века. Подумав, Анатолий Петрович ответил: "Бельгийская группа «NoCrows»". И… вспомнил Аверченко! Вспомнил «Подходцева и двух других»! Музыка «NoCrows» - в самую точку. То, что надо: нерв, пружина, бесшабашность и фантастическая грусть… И снова в голове мысли, идеи, фантазии.
 
Наконец, последняя капля. Совсем недавно на одной из репетиций спектакля «Павел I» режиссер попросил артистов поимпровизировать в одной из сцен. И тут Анатолий Петрович обращает внимание на молодого артиста, который совсем недавно пришел работать в театр: молодой артист так легко, «необязательно», но умно и весело стал шутить, стебаться. У Анатолия Петровича уши навострились, глаза округлились: Подходцев! Молодым артистом оказался уже известный зрителям Андрей Соцков. Андрей Соцков, музыкант, играющий на гитаре, что важно для данного спектакля.
 
Вот с тех пор Фирстов уже не мог отказаться от идеи осуществить свою мечту. Об Аверченко он уже не забывал. Думал постоянно. Да, спустя 25 лет в театре появилась новая троица главных героев: Валентин Ометов, Евгений Зерин и… Андрей Соцков. Все играют на гитаре. Замечательно! На первой странице распечатанной инсценировки у Анатоля Петровича написано: посвящается друзьям… Откроем небольшую тайну: Валентин Ометов и Евгения Зерин дружат.
 

- Борис Петрович, почитайте, пожалуйста. Это Аркадий Аверченко, повесть «Подходцев и двое других», инсценировка моя, - обратился Анатолий Петрович к директору театра Борису Петровичу Кайнову. После прочтения и душевного разговора о материале решение, естественно, принято положительное. Ставим!
 
Репетиции спектакля «Подходцев и двое других» начались.
 
- Кстати, недавно мне дали почитать еще одно произведение Аркадия Аверченко «Черным по-белому». Сборник рассказов. Продолжают открывать Аверченко. Конечно, с удовольствием прочел, один из рассказов включил в спектакль, - говорит Анатолий Петрович. Глаза у режиссера горят. – Когда вышла книга «Трава, примятая сапогом», куда вошло несколько произведений Аверченко, многие театры почему-то стали ставить рассказ «Шутка мецената». В повести «Подходцев и двое других» столько стиля и вкуса. История удивительная! Такие герои! Тема вечная! Такая ностальгия по идеальной дружбе… Весело и пронзительно, иронично и трогательно. Сколько самоиронии! Я не люблю, конечно, заранее что-либо говорить… От замысла до воплощения – целая жизнь. Но мы приступили. Нам интересно. Кстати, в спектакле заняты все молодые артисты театра. И еще наша удивительная девочка - Саша Зерина, дочка Евгения Зерина и Марии Мельниковой, которая очень серьезно подошла к работе… Над пластической партитурой спектакля будет работать Ольга Федорченко. Наш композитор – мой давний настоящий друг – Михаил Исаакович Хейфец уже сочиняет музыку: в спектакле прозвучат несколько песен на стихи Саши Черного, Теффи, Андрея Белого…
 
Вот такая удивительная история зарождения спектакля… О настоящей дружбе. О ностальгии по идеальной дружбе.
 
«…Ни одному из нас не удалось проникнуть в лабиринт запутанных путей человеческих, никто даже сотой части клубка не распутал; и только автору этих строк удалось проследить пути одной человеческой троицы, которая причудливо сошлась разными путями к одной и той же точке. Сошлись, чтобы надолго не разойтись…». Пишет Аркадий Аверченко в введении к повести «Подходцев и двое других».
Премьера в июне… 
 
 
Версия для слабовидящих