«Слова «любовь» в пьесе Александра Володина практически нет. Никто никому не признается в любви. Но вся пьеса пропитана любовью…» - говорит режиссер-постановщик спектакля «Моя старшая сестра» Максим Михайлов (г. Санкт-Петербург). Премьера спектакля – 14, 15 и 26 апреля.
На пресс-конференции много говорили именно о драматурге Александре Володине, о его пьесах. Об Александре Моисеевиче Володине можно говорить долго. Он ни на кого не похож: сложный и странный, озорной и мудрый. Сомневающийся человек. И, как ни странно, спектакль «Моя старшая сестра» будет первым спектаклем по пьесе Александра Володина в Нижегородском театре драмы… С одной стороны, действительно, странно. С другой стороны, сейчас уже вопрос: «Почему?», звучит риторически…
Режиссер-постановщик Максим Михайлов и художник-постановщик Алексей Уланов (этот творческий тандем уже поставил в нашем театре спектакль «Незнайка учится») – из Санкт-Петербурга… Большую часть своей жизни драматург прожил в Санкт-Петербурге. Совершенно случайно выяснилось, что и Максим Олегович, и Алексей Валентинович встречались с Александром Моисеевичем… Тогда они были еще студентами. И, может быть, не совсем осознавали, какой подарок им преподнесла судьба. Но дело даже не в этом… Когда мы говорим о классической и современной драматургии, часто заходим в тупик. Да, большинство пьес написано Александром Моисеевичем тогда, когда Максим Михайлов и Алексей Уланов еще не родились. Драматургия 60-х? Современная драматургия?
На пресс-конференции актрисам Марии Мельниковой и Маргарите Баголей был задан вопрос, сложно ли им понять сестер Надю и Лиду, которые по возрасту являются им бабушками или прабабушками. Актрисы были немного удивлены: «Но мы же тоже хотим быть счастливыми, нам знакомо чувств одиночества, поиска, выбора. И мы мечтаем… И мы часто стараемся сделать друг другу что-то хорошее, а получается… И в Париж мы тоже хотим…»
В спектакле будет звучать французская музыка, а в уголке у Лиды, которая не прошла конкурс в театральное училище, на стене будут висеть фотографии известных артистов, в том числе и французских. В спектакле Париж – это не столько мечта о самом Париже, а мечта о другой жизни - лучшей, легкой, светлой, красивой, без проблем. И она обязательно наступит…
- Мы не знаем, как сложится судьба сестер. В пьесе Володина есть некая не завершенность, не законченность. Нет ни одной законченной сцены. Ощущение прерванности… При этом… Совершенно особый ритм. Атмосфера. Можно нарисовать картину акварельными красками, а можно маслом. Если на акварель попадет капля воды, картина будет размытой. Сейчас мы пытаемся закрепить эти «акварельные» краски, - продолжает Максим Михайлов. – Мне кажется, пьесу «Моя старшая сестра» нельзя решать в направлении бытового театра, но в ней нет и «оторванности от земли». Очень простая история. Понятная всем. Человечная. Призрачная. Было или не было? Удар судьбы или сама «подскользнулась»? Мечтают? Играют в жизнь? Заигрались? И таких вопросов много. И все по-настоящему.
Не буду рассказывать финал пьесы. У Александра Володина их было два. У нас будет третий…
- Мираж… Такой образ возник у меня, - подключается к разговору художник-постановщик Алексей Уланов. – С одной стороны, сценография простая - обыкновенный питерский двор. Будет преобладать серый цвет. Но он не символизирует серость или бесцветность. Надо сказать, что это самый сложный цвет в живописи. Серый цвет – лакмус для выявления абсолютного глаза художника. Но главное даже не в этом, а в том, что обыкновенный питерский дворик превращается в мираж. Он растворяется, исчезает… Выявляя одиночество героев, их стремления, ускользающие мечты.
Максим Михайлов признался, что эту пьесу он мечтает поставить давно. Не отпускает она его со студенческих лет. Чем? Может быть, той самой акварельностью…
- Когда я узнала, что в нашем театре будут ставить спектакль по этой пьесе, сразу подумала: ничего себе, кто же будет исполнять роль Нади, достаточно сложно «соперничать» с Татьяной Дорониной… Уверена, многие наши зрители видели этот фильм. Оказалось, что Надя – это я… Да, страшно. Было. Но с первых репетиций стало понятно, что соперничать ни с кем не надо. У нас абсолютно другой спектакль. Режиссер Максим Михайлов увлек нас своим взглядом, интонацией… Осталось самое сложное – воплотить это на сцене. Но, мне кажется, мы постепенно проникаем в суть режиссерской мысли и постигаем дух, душевность Александра Володина, - пока осторожно делится своими впечатлениями о работе актриса Мария Мельникова.
До премьеры осталось две недели. Уверены, что все, кто читал Александра Володина, что все, кто любит Александра Володина, с нетерпением и особым волнением, ждут премьеры… Это, действительно, волнительно. Но как-то приятно волнительно.
P.S. На фотографиях – репетиционный процесс. Декорации изготовляются, костюмы шьются.