06.09.2020.

Алла Решетникова: «У Супергероя не болит, он летать умеет!»

Режиссер Алла Решетникова о постановке спектакля “Энергичные люди” по повести Василия Шукшина

Про выбор пьесы и актуальность постановки
Выбирая материал для новой постановки мы, в первую очередь, ставили задачу каким-то образом взбодрить зрителя после карантина. Нам нужна была крепкая хорошая комедия. Но я не люблю и не умею ставить просто комедийные ситуации – муж-пришел-любовник-под-кроватью-третий-уже-убит… Мне это совсем не интересно. Для меня важно, чтобы зритель, смеясь, одновременно еще и плакал, ну и конечно, чтобы эмоции будоражили мысли.. . Поэтому я всегда ищу комедию особенного порядка… А в виду того, что в России работает правило «чем тяжелее времена, тем актуальнее звучат слова классиков», то Шукшин подошел идеально. Те проблемы, которые трагично отзывались в судьбах людей в советское время, актуальны до сих пор. Ну, не нужен (ни тогда, ни сейчас) умный профессиональный, творчески активный человек! Нужен законопослушный, туповатый, во всем лояльный подчиненный. И если, не приведи Бог, у тебя есть какие-то богатые данные, тебе будет очень непросто жить в этой стране. Ну и конечно же, актуальна тема, что в нашей стране очень сложно делать настоящее дело, не нарушая закон.

О героях
Мы имеем дело с автором умным, как раз с богатейшей природой, и, я бы сказала, мудрым. В каждом шукшинском образе много всего: там не просто черное и белое, там прописано много полутонов. Его герои разные! В них, как в каждом человеке, есть всё и сразу. Один и тот же персонаж в одной ситуации так проявится, в другой иначе - где подлость, а где и героизм. Человек вообще существо противоречивое и парадоксальное. Поэтому истории про людей, рассказанные с такой позиции, созвучны твоими душевными мучениями. Да, можно с интересом следить за Супергероем… Но у него же не болит, он летать умеет! А вот когда человек обычного порядка вдруг проявляет героизм, тогда мне страшно вместе с ним и я им горжусь!

О декорациях
Русский советский кич! Слоники, ковры, хрусталь… Мы работаем над постановкой с великолепным художником Андреем Климовым, тончайший вкус, интеллект и чувство юмора которого помогают создать «говорящую» декорацию. Он умеет выражать замысел через предметы, а не просто иллюстрировать.

Об актерах
При всей авангардности декораций это будет психологический театр. Все будет ярко и театрально, но при тончайшем психологическом рисунке главных персонажей. Когда ты отслеживаешь не только острые моменты и реплики, но и реакцию зрачка актера, как он повернулся, как вспотел на сцене… И это должно быть не просто портретно тонко, но очень точно по партнерскому взаимодействию. А уж это актеры наши умеют делать! Они умеют работать «в партнера», получать от него и рождать новое, свое, импровизационное. И вы всегда будете присутствовать на новом спектакле, будете отличать, как сложилось в прошлый раз и по-новому прозвучало на этот…

О музыке и ностальгии
Мы попытаемся по-хорошему «понастольгировать». Будут лучшие хиты советской эстрады середины 70-х, под которую люди плакали, любили, рожали детей… Мы постараемся воссоздать невероятную музыкальную красоту! В спектакле будет агитбригада – танцующе-поющая группа молодежи, которая как бы вышла из телевизора того времени. Она будет обрамлять действие, связывать сцены… А потом, я всегда уважаю автора! И если у Шукшина Вера Сергеевна «живет под телевизор», закрываясь от внешнего мира и пьяных посиделок мужа, то в спектакле будет вполне оправдано появление агитбригады: то, что показывают по «телеку», буквально вламывается в домашнее пространство героев, создавая жуткий, комичный диссонанс между одобренной «сверху» телекультурой и реальной жизнью.

Кто такая Вера Сергеевна?
Вера – это яркая палитра противоречий. Как раньше говорили «собирательный образ простой русской женщины», вызывающий бурю взаимоисключающих эмоций. Ее хочется, фигурально выражаясь, поколотить за сирость и недалекость, и в тоже время она вызывает восхищение своим целомудрием - наивно верующая в любое телевизионное слово и при этом боевая до агрессивности… Ну, куда мы от нее денемся! Это наша родня, как бы мы к ней не относились…

Что осталось за сценой
Я несколько подсократила количество выпитого героями. Актеры на сцене пьют в три раза меньше! Для Шукшина это было важно и нужно – показать вечное колесо русского ужаса. Но я делаю более выпуклым то, что важно для меня. Например, историю мужа и жены… Да, я веду туда! Чем спастись-то мы может в наши тяжкие времена? Только тем, что рядом близкие любимые люди, друзья, которые поддерживают! И мы их не предадим, мы их пожалеем, погладим, пригреем у себя на плече. Жалось и милосердие, то, что отрицалось в советское время, лично для меня – качества основополагающие.

Ну, и о главном…
«Не воруй и не прелюбодействуй»… Да уж, заповеди, набившие оскомину! Однако если хочешь душевного спокойствия - следуй, как бы ни складывались жизненные обстоятельства. И еще… почему-то крутится в голове финальный диалог героев фильма «Курьер»…
- О чем ты мечтаешь?
- Пальто на зиму надо…
- На тебе пальто, носи… и мечтай о чем-нибудь ВЕЛИКОМ!

Интервью Катерины Золиной
Фотографии Валерии Авдеевой