06.07.2020.

Народная артистка России Маргарита АЛАШЕЕВА: «…удивительная Маргарита, талантливая безмерно»

Вынесенные в заголовок слова об актрисе Маргарите Алашеевой принадлежат  основателю и главному дирижёр Нижегородского русского народного оркестра, народному артисту России Виктору Александровичу Кузнецову.  Он написал их Маргарите Порфирьевне в альбоме  «Портрет времени в акварелях Владимира Величко» – как один из «портретируемых». Заслуженный художник России Владимир Величко писал портреты и Маргариты  Порфирьевны, и Виктора Александровича  (репродукции с картин вошли в изданный к юбилею художника альбом).
 
«Владимир Величко создал обширную галерею  знаковых представителей нижегородской общественности – политиков, деятелей науки и культуры, –  написала в предисловии к изданию искусствовед, заслуженный работник культуры РФ Лариса Помыткина. – Пройдет немного времени, и эти портреты станут достоянием истории. По ним потомки будут представлять нижегородскую интеллигенцию начала XXI века».
 
Народная артистка России Маргарита Алашеева принадлежит к тем людям, которые определяют не только лицо нашего театра, его академический уровень, но и являют собой  основной пласт культуры нашего города, его гордость и уникальность.
Маргарита Порфирьевна очень скромный человек – и наверняка смутится от столь пафосного заявления (по сути абсолютно справедливого), но сегодня позволительно слегка впасть в пафос, потому что сегодня у актрисы – юбилей. Поздравляем, наша дорогая,  любимая, несравненная Маргарита Порфирьевна!
 
Легкой походкой, красивая, стройная, изящная, всегда с прямой спиной, она  проходит по театру – и ты понимаешь, что идет НАСТОЯЩАЯ АКТРИСА.  Маргарита Порфирьевна в прекрасной актерской форме, которую – как безупречный профессионал – скрупулезно поддерживает. Один из режиссёров, увидев её летом  прошлого года в легком, «летящем» (под стать походке) платье и в шляпке восхитился и сказал: «На вас надо что-то задорное, легкое поставить, современную комедию…».
На Маргариту Алашееву, признанную героиню и приму, можно ставить любой спектакль. «Ни грана усталости… Богатство ее натуры и мастерства щедро тратится, да не растрачивается», –  отметила в своей статье об актрисе журналист Ирина Мухина.
Уже первые её роли привлекли внимание нижегородских театралов.
 «Есть люди, с которыми очень легко разговаривать. Люди, располагающие   к себе с первой встречи, вызывающие симпатию с первого знакомства. Они, как цветы навстречу солнцу, раскрываются навстречу людям, чтобы поделиться с ними щедростью своей натуры, глубокой человечностью и простотой. Пожалуй, именно к таким людям принадлежит молодая актриса театра драмы Маргарита Куликова», писала нижегородская  газета «Ленинская смена» в 1965 году  (Л. Терещенко «Главная роль»).
 
Тогда она ещё была Маргаритой Куликовой. Артист Александр Алашеев был приглашен в труппу в 1968 году (приехал из Воронежа).  Вскоре они вместе играли в премьерных спектаклях,  постепенно партнерство в театре переросло в общение вне его стен, а  в 1969 году пара расписалась. Рита Куликова, к тому времени полюбившаяся зрителям за романтическую внешность, цельность характера и актерскую одаренность, стала Маргаритой Алашеевой.
 
Актерская судьба народной артистки России Маргариты Алашеевой связана с одним-единственным театром: 1 августа исполняется 60 лет её творческой деятельности  на сцене  Нижегородского театра драмы. 
 
На подмостки Горьковского драматического театра вчерашняя сормовская школьница Рита Куликова впервые вышла в семнадцать  лет в 1957 году, поступив в студию при театре. В 1960-м, после окончания  студии, была  приглашена в труппу. 
 
Маргарита Алашеева выходила на сцену с Н.А. Левкоевым и А.Н. Самариной, с В.Я. Самойловым и В.Я. Дворжецким.  В архиве хранится адресованная Маргарите Куликовой открытка от народной артистки СССР Антонины Николаевны Самариной со стихами  Михаила Светлова и подписью: «Дорогой Риточке в знак любви и восхищенья. Антонина Самарина, 23 июня 1967 г.»
 
За шесть десятилетий многогранно талантливой актрисой сыграно около  200 ролей, из них более 60 – главные. Геля из «Варшавской мелодии», Кабаниха из «Грозы», Бланш из «Трамвая «Желание», Роксана из «Сирано де Бержерака», Лиза из «Горя от ума», Настя из «На дне», Маша из «Трех сестер»… Это только небольшая часть. И ни один образ не повторяет другой – и каждый притягателен по-своему. Но одно их все-таки объединяет: при всей хрупкости в героинях  Маргариты Алашеевой чувствуется прочный человеческий стержень, непостижимая, привлекательная женская харизма, индивидуальность.
 
 – Даже в юные годы я не любила играть «голубых» героинь, –  говорит  Маргарита Порфирьевна. – Интереснее персонажи с биографией, особенно – попадающие в ситуацию противоречия с обстоятельствами, с собой. Поэтому очень ценю, например, работу в спектакле «Ваша сестра и пленница», поставленном Семеном Лерманом. Даже повесила у себя портрет Елизаветы Английской. Хотелось проникнуть в ее мир, постичь и показать, какой ценой далось ей решение о казни соперницы Марии Стюарт.
 
За роль в спектакле  «Ваша сестра и пленница» актриса удостоена премии города Нижнего Новгорода.
 
Актрисе Маргарите Алашеевой всегда удаётся быть востребованной. Её талант привлекал Марка Розовского и Романа Виктюка, занимавших многоплановую и глубокую артистку в своих постановках. Но «своими» она называет режиссёров Ефима Табачникова и Семена Лермана,  в последние 15 лет – Валерия Саркисова.
 
Маргарита Порфирьевна готова на любой эксперимент, на любые повороты сюжетов, жанров, характеров.
 
– Я ведь с детства хулиганка, – признается актриса. – Намекала режиссерам,  что готова к яркой по жанру сценической «авантюре». Но даже любимый Ефим Табачников, отдавая дань моей  форме, мечтал, по его собственному признанию, еще раз встретиться со мной почему-то опять «в глубинной тихой роли».
 
А  Маргарита Порфирьевна была безмерно рада, когда ей предлагали  в новогодних представлениях  (на нижегородских «кремлёвских елках») играть Бабу Ягу и Шапокляк.  Много лет (более 30!) играла с удовольствием, с бесподобным драйвом, приводя в восторг и детей, и взрослых.
 
Слава Богу, и в театре, видя безграничный диапазон актрисы,  ей давали характерные, комические роли, где талант Маргариты Алашеевой блистал новыми, парадоксальными, яркими и необычными красками, которые присутствуют только в её палитре – в палитре талантливейшей актрисы и глубокого человека высокой культуры. Французская  аристократка  в  инсценировке  романа Ф.М. Достоевского  «Игрок»  и хвастливая лгунья и обманщица  Арина Пантелеймоновна (тетка Агафьи Тихоновны) в комедии Н.В. Гоголя «Женитьба»,  льстиво-угодливая  мать Глумова и лукавая, ловкая Гурмыжская в комедиях  А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»  и «Лес»,  непредсказуемая и нелепая Генеральша в «Опискине» по Ф.М. Достоевскому и чопорная   мадам  Войницкая в  спектакле  «Дядя Ваня» А.П.Чехова,  совершенно необычная, с  чувством собственного достоинства нянька Анфиса в чеховских  «Трех сестрах» и умная, оборотистая ханжа Мурзавецкая в «Волках и овцах»  А.Н. Островского. 
 
Пятнадцать лет в театре с аншлагами идет спектакль «Вышел ангел из тумана», где Маргарита Порфирьевна исполняет главную роль (роль Екатерины Кондратьевны).  Актриса с неподражаемым мастерством и потрясающим проникновением создала  собирательный и в то же время необычный  образ Матери, женщины большой и сложной судьбы. За эту роль на  театральном  фестивале  «Старейшие театры России в Калуге» в 2008 году  Маргарита  Алашеева удостоена Диплома  «За самоотверженное  служение театру».
 
Ещё одну роль Матери актриса – с тончайшими нюансировками, глубоко и пронзительно –  сыграла совсем недавно, в премьере этого сезона «Великий забытый». За этим образом,  казалось бы, совсем недолго присутствующим на сцене и произносящим недлинный монолог, – целая жизнь и судьба, причем и собственная женская, и единственного сына…
 
Все сыгранные Маргаритой Порфирьевной женщины – обязательно наполненные: ни малейших пустот в характерах, поступках, словах и зонах молчания обнаружить невозможно. Их просто нет.
 
«Восхищаюсь Маргаритой Порфирьевной, – говорит её коллега и партнер по сцене заслуженный артист России Николай Игнатьев. – Она не успокаивается никогда, не останавливается на достигнутом, хотя сыграно ею дай бог каждому актеру и каждой актрисе. У неё всегда стремление идти вперед, вперед и вперед.  Судьба актерская у неё замечательная, но она не почивает на лаврах. Вообще мне кажется, что она такой самоед. И это очень хорошо».
 
Маргарита Порфирьевна настолько «человеческий человек», настолько неординарная и  самодостаточная личность, что её путь в искусстве,  её актерская судьба,  начавшись ярко и успешно,  продолжались и продолжаются  всё с большим «свечением» и  раскрытием бесконечных, разных и неожиданных,  граней, потому что в профессию, в Театр народной артисткой России, лауреатом премий имени Н.И. Собольщикова-Самарина и Нижнего Новгорода Маргаритой Алашеевой вкладываются вся душа, вся жизнь.
 
«… каждая ее роль становилась для зрителей любимой. На Алашееву ходили и ходят специально: я знаю немало людей, не пропустивших ни одной ее театральной работы… Она – одна из немногих истинных любимиц нижегородской публики». (О. Земская, газета «Нижегородский рабочий»).
 
Дорогая Маргарита Порфирьевна! Коллектив единственного в Вашей актерской судьбе, любимого Вами и любящего Вас театра от всей души поздравляет Вас с юбилейным Днем рождения и 60-летием служения нижегородской сцене! Мы гордимся Вами, Вашим бесценным вкладом в искусство нашего театра и театральную культуру России, восхищаемся Вашим талантом и человеческими качествами. Желаем Вам доброго здоровья, тепла и любви, внимания и понимания, счастливых, радостных и светлых дней. Непременно – новых хороших ролей, блистательных премьер, цветов и аплодисментов!  Оставайтесь такой же красивой, удивительной, энергичной и НАСТОЯЩЕЙ.  Многая лета!