Дневник VII Российского театрального фестиваля имени Максима Горького
В Нижнем Новгороде прошла традиционная театральная биеннале, озаглавленная в этом году «Максим Горький и его эпоха». Этот фестиваль подарил семь незабываемых дней, девять спектаклей лучших театров нашей страны, а также профессиональные обсуждения и мастер-классы от ведущих театральных критиков России. В нашем журнале мы представляем вам итоговую оценку жюри, а также полный дневник Горьковского театрального фестиваля на случай, если вы пропустили это событие или хотите еще раз вспомнить о минутах, проведенных в зрительном зале.
Поверили в «провинцию»!
Итоги фестиваля имени Максима Горького, проходившего с16 по 22 октября, жюри и организаторы биеннале подвели на заключительной конференции, состоявшейся уже после того, как в зале драматического театра стихли последние аплодисменты. Озвученные цифры посещаемости директор театра Борис Кайнов произносил не без гордости: семь эпохальных горьковских вечеров посетили 5345 зрителей. Не менее комплементарными оказались и отзывы жюри, в которое в этом году вошли Нина Шалимова, доктор искусствоведения, профессор ГИТИСа, Марина Тимашева, кандидат искусствоведения, лауреат премии «Чайка» и «Лучший критик года», Марина Дмитревская — профессор СПбГАТИ, главный редактор «Петербургского театрального журнала», и Татьяна Виноградова, профессор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Возглавил комиссию мэтр театральной критики, заслуженный работник культуры России Николай Жегин. Каждый из них особо отметил нижегородских зрителей, которые с благодарностью встречали все без исключения постановки и с терпением отнеслись к моментам, когда действие проседало. А таких неудач оказалось немало, что не могли не отметить члены жюри. В этом году, по их мнению, региональные участники продемонстрировали гораздо более высокий уровень, нежели гости из Москвы и Санкт-Петербурга, в очередной раз опровергнув штамп, разделяющий театры на столичные и провинциальные… Так, труппы из Санкт-Петербурга и Московского театра имени В. Маяковского привезли неподготовленные спектакли, ожидая, что их статус поможет без труда получить первые призы фестиваля. Не обошлось и без скандала: молодежный театр из Санкт-Петербурга обвинил жюри в предвзятости и заранее распределенных наградах. Однако критики отвергли выдвинутое предположение и после длительного обсуждения присудили главный приз фестиваля — премию имени народного артиста СССР Е. А. Евстигнеева «Талант» — спектаклю Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького «Павел I». Премией имени народного артиста имени РСФСР Н. А. Левкоева была награждена актриса Самарского академического театра драмы имени М. Горького Нина Лоленко за роль Надежды Монаховой в спектакле «Варвары».
Также жюри присудило диплом за исполнение роли Чебутыкина в спектакле «Три сестры» Санкт-Петербургского молодежного театра на Фонтанке заслуженному артисту России Сергею Барковскому, за исполнение роли Любови в спектакле «Последние» Московского академического театра имени В. Маяковского актрисе Юлии Соломатиной, за исполнение роли Ивана Прибышева в спектакле «Завороженное семейство» Белгородского государственного академического драматического театра имени М. С. Щепкина народному артисту России Виталию Старикову, за сценическую интерпретацию произведений Горького в балете — Нижегородскому государственному академическому театру оперы и балета имени А. С. Пушкина.
Текст: Алина Мазина, Светлана Чернова, Андрей Журавлев
Фото: Роман Бородин, Андрей Абрамов, Евгений Алексеев, Георгий Ахадов.
«Проклятый сказочник!»
День 1 (16 октября)
VII Российский театральный фестиваль имени М. Горького открылся спектаклем Московского драматического театра «Сфера» «Проклятый сказочник!». Уже самое начало постановки по неоконченной пьесе Максима Горького «Яков Богомолов» вызвало интерес, потому что москвичи начали спектакль с горьковской сказки «О чиже, который лгал, и о дятле — любителе истины». Сказка сразу задала некий философский тон спектаклю, в котором зритель сразу знакомится со странным в своих суждениях гидротехником Яковом Богомоловым (Александр Пацевич). Его нанял для работы на хуторе ленивый землевладелец Букеев, который пытается ухаживать за женой Богомолова Ольгой Борисовной. И не он один. Однако Богомолов совершенно не замечает того, что происходит вокруг него. Он озабочен вселенскими проблемами, хочет преобразовать весь мир. Он не находит отклика у окружающих его людей, но даже не думает о том, чтобы отказаться от идеи переустройства мира. Сказка о чиже, и сам спектакль с символическим названием, и русские народные мотивы, которые были использованы в качестве лубочных иллюстраций в сценографии, придали постановке художественную ценность и цельность. А песня «Ой, каб Волга-матушка да вспять побежала! Кабы можно, братцы, начать жить сначала!», исполненная разными группами артистов под живую музыку, стала музыкальным рефреном спектакля.
«Человек в футляре»
День 2 (17 октября)
Таганрогский драматический театр имени А. П. Чехова привез на фестиваль спектакль по произведению Антона Чехова «Человек в футляре», которое редко получает сценическое воплощение. Колонны гимназии, покрытые паутиной, ряд стульев и школьная доска — вот единственные декорации спектакля. Время действия — конец XIX века — определяется по стилизованным костюмам. Однако пространство «Человека в футляре» и описанная ситуация находятся вне времени. Весь спектакль насыщен символами: толпа людей в серых одеждах, которые боятся пойти против Беликова, и семья брата и сестры Коваленко в белых одеяниях, свободно мыслящие и не мирящиеся с правилами; белый воздушный шарик как символ мысли и поступка; птица в клетке, которую общество боится выпускать. Создатели постановки обозначили ее жанр как «фантастическая история из жизни города N». Такой конфликт, когда один человек настолько держит город в страхе, что люди боятся ходить друг к другу в гости или нарушить правила установленного распорядка, вряд ли возможен в современном обществе. Обвиняя Беликова, общество города N не понимает, что само себя загнало в рамки. Между тем спектакль не оставляет гнетущего ощущения безысходности: добрый юмор и исполняемые вживую украинские песни придают постановке легкость, а зрителям дают уверенность в том, что никто не может отнять у человека свободу, кроме него самого.
«Завороженное семейство»
День 3 (18 октября)
Спектакль «Завороженное семейство» — совместная работа Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина и главного режиссера Центрального академического театра Российской армии Бориса Морозова. Малоизвестная ранняя комедия Льва Толстого обрела полноценную сценическую жизнь. В Белгородском драмтеатре уверены, что эта пьеса Толстого, написанная как памфлет против так называемых «новых людей» и «женского вопроса», сегодня особенно актуальна: современная эпоха несет в себе новые веяния, которые часто наносят вред традиционным ценностям, в том числе семейным.
«Истории любви»
День 3 (18 октября)
Премьера балета «Истории любви» на музыку Кирила Ламбова состоялась в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А. С. Пушкина ровно год назад.
В основу сюжета спектакля легли романтические сказки Максима Горького: итальянская «Нунча» и валахская «О маленькой фее и молодом чабане». Два совершенно разных произведения объединяет тема трагической любви. В «Нунче» за сердце одного мужчины борются мать и дочь, а во втором акте зрители оказываются в сказочном лесу, где живет маленькая фея. Она влюбляется в молодого чабана Марко, однако, выйдя к людям, погибает.
«Варвары»
День 4 (19 октября)
Самарский академический драматический театр имени М. Горького привез премьеру прошлого года «Варвары» в постановке Валерия Гришко. В спектакле по пьесе Максима Горького 1905 года создатели вывели на первый план тему молодых российских реформаторов. По сюжету в маленький провинциальный городок Мямлин приезжают молодые инженеры Сергей Цыганов и Егор Черкун, чтобы строить здесь железную дорогу. К местным жителям они относятся как к туземцам, обещают им новое будущее, непохожее на прежний патриархальный уклад. В результате противостояния пришлых варваров и местных дикарей мужчины — жители города — спились, железная дорога не построена, пропадает большая сумма денег... История главной героини Надежды Монаховой увлекает не меньше. Нина Лоленко, исполнившая ее роль, влюбила в себя добрую половину зрителей. Именно эту роковую женщину, невольно губившую влюбленных в нее мужчин, драматург приносит в жертву, а вместе с ней уничтожает образ искреннего мечтателя. «Господа, вы человека убили», — говорит инженерам и их окружению муж Надежды Маврикий Монахов в финале постановки.
«Три сестры»
День 5 (21 октября)
Свою сценическую версию чеховской пьесы «Три сестры» привез в столицу Приволжья Санкт-Петербургский государственный молодежный театр на Фонтанке. Спектакль поставил еще в 2005 году художественный руководитель театра народный артист России Семен Спивак. В его интерпретации внешне бессобытийный художественный мир «Трех сестер» насыщен действием: персонажи постоянно перемещаются, появляются пространные музыкальные номера, второстепенные мизансцены. В определенной мере это противоречит эстетике тягучего лирического мира чеховской драмы, в котором все основные события происходят за его пределами. Трудно не расценивать как отклонение от чеховской жанровой «партитуры» и комедийную интерпретацию режиссером большого количества эпизодов пьесы: в спектакле есть элементы комедии положений и даже буффонады, например в сцене, где Ирина связывает шнурки спящему Тузенбаху, а нянька Анфиса вообще стала гротескным персонажем. Стоит отметить откровенную непроработанность мужских ролей: образы Тузенбаха, Соленого, Кулыгина, Вершинина, Андрея получились плоскими и недостоверными. Чебутыкина в исполнении Сергея Барковского можно назвать счастливым исключением. В последней сцене спектакля сестры, говоря, в сущности, одно и то же — о новой прекрасной жизни, стоят по отдельности, подобно трем разным эпохам. Но отходит поезд, и они, мелькая во вспышках его освещенных окон, постепенно растворяются в темноте, как безвозвратно уходит и само время. Это, пожалуй, единственный убедительный чеховский образ в спектакле.
«Крейцерова соната»
День 5 (21 октября)
Единственный моноспектакль в программе фестиваль привез Тюменский драматический театр. Сценическое воплощение повести Льва Толстого «Крейцерова соната» принадлежит режиссеру лауреату Государственной премии России Александру Баргману из Санкт-Петербурга. Зрители увидели монодраму в исполнении актера Александра Тихонова — исповедь убийцы Позднышева, который зарезал ножом жену, уличив ее в измене. Это долгий монолог-воспоминание о событиях прошлого, о начале отношений между супругами, о ссорах и дрязгах, появлении в их жизни приятеля, скрипача Трухачевского, пожелавшего аккомпанировать вдруг увлекшейся игрой на пианино жене Позднышева. Это размышление о браке, который из союза двух любящих людей превратился в ненавистную необходимость жить вместе с совершенно чужим человеком. И в конце концов это трагедия человека без четких жизненных ориентиров, который не знал любви, приняв за нее сиюминутную страсть, который прозрел после долгих лет самообмана и понял, что его жизнь разрушена до основания. Перед зрителями предстал очень разный Позднышев — циничный и романтичный, жестокий и любящий, здравомыслящий и помешанный. Именно сумасшествие Александру Тихонову удалось показать очень убедительно.
«Последние»
День 6 (22 октября)
Эмоции и идеи — такую простую характеристику можно дать и спектаклю Никиты Кобелева «Последние» по пьесе Максима Горького в исполнении Московского академического театра имени В. Маяковского. Перед зрителем разворачивается история семьи полицейского Ивана Коломийцева, которого подозревают в убийстве двух задержанных и на которого недавно было совершено покушение. Атмосфера в этой семье болезненная: безденежье, жизнь в доме дяди Якова, неприятные слухи и сплетни об отце, неопределенное будущее пяти детей, ссоры и конфликты между братьями и сестрами, ложь и боязнь сказать горькую правду. Проблем много, но ни одну из них герои спектакля так и не решат. В спектакле каждый герой в определенный момент переосмысливает свою жизнь. Чтобы сфокусировать на этом внимание зрителя, создатели спектакля проецируют на верхнюю часть декораций название действия с именем персонажа, на которого нужно обратить внимание. Спектакль «Последние» оставляет ощущение безысходности. Режиссер бескомпромиссен: эти люди заслужили такую жизнь, таких детей. В постановке мало света и надежды, она не окрыляет, а создает ощущение неумолимого рока. Возможно, именно это и натолкнет зрителя на размышления.
«Павел I»
День 7 (23 октября)
Шаг на одну ступень вверх — так можно с уверенностью сказать о работе Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького над спектаклем по пьесе Дмитрия Мережковского «Павел I». Сюжет пьесы — события последних трех дней жизни императора Павла I, его убийство заговорщиками и воцарение Александра I. Автор ставит вопрос о природе власти: точно ли власть от бога, не может ли быть она от антихриста, коль скоро самодержец мнит себя сверхчеловеком, способным разрешить все мировые противоречия? Черный и белый — два главных цвета спектакля, поддержанные в декорациях и костюмах героев. На их фоне теплые, цвета слоновой кости платья фрейлин, красный далматик Павла тоже несут в себе смысловую двойственность. Кажимость, обман, подлог, притворство, предательство, иллюзия — основные мотивы пьесы — в спектакле визуализируются по-разному. Это и пустые черные плащи-призраки, и «Медный всадник», возвышающийся над сценой, и карнавальные маски придворных, и повязка на глазах самого Павла, идущего на смерть. Режиссерское решение, очевидно, потребовало особой манеры актерской игры. Артисты играют на полутонах, лаконично, со сдержанными движениями, часто даже несмотря на сильный по эмоциональному наполнению текст.