Такой вопрос задавали себе вдумчивые зрители на спектаклях Пятого российского театрального фестиваля им. М. Горького. Возникал он и в ходе дискуссии театроведов, литераторов, ученых, состоявшейся в музее-квартире писателя, звучал на конференции, обсудившей 30 октября итоги смотра современного прочтения горьковской драматургии.
 
Сцена из балета "Нунча"
Автор фото: Георгий Ахадов
Как отметила в своем глубоком аналитическом выступлении В. А. Максимова, известный московский искусствовед, театральный критик, мы живем сейчас в период величайшего разочарования в человеке. А Горький испытал его гораздо раньше, почти за век предощущая нынешний апофеоз неких темных, разрушительных начал в нашем несовершенном естестве. И при этом великий писатель всегда, тосковал по крупному Человеку, страдая от посредственности, серости того, что окружало его. Подобная тоска, как и подобная беспощадная трезвость взгляда необходимы ныне. И, значит, пьесы Алексея Максимовича, многослойные, глубокие, со своими философскими и театральными секретами, опять пригодятся обществу, заблудившемуся в очередной спирали исканий.

Но не все так просто с их возвращением в репертуар театров, констатируют авторитетные специалисты. После двадцатилетнего «обета молчания» по отношению к наследию Горького оказалась утрачена сама традиция постановки его драматургии. А дело это все же особое, требует от интерпретатора масштаба идеи, незаурядности сценических ходов, яркости формы, актерской энергии. Что-то средненькое, унылое горьковскому спектаклю противопоказано. При жесточайшем кризисе российской театральной режиссуры рассчитывать на обилие художественно значительных прочтений сложно, говорили члены жюри. Да и для кого ставить такую драматургию напряженной мысли? Зритель ведь тоже обмельчал, утратил вкус к большой литературе, в массе своей уже приучен телесериалами к скольжению по поверхности простенького сюжета...

Впрочем, как раз все эти болячки нашего смутного времени и побуждают считать состоявшийся после огромного перерыва Пятый российский фестиваль им. М. Горького настоящим общественным поступком, а не просто фактом театральной жизни. Надо помогать себе, привлекая для этой подмоги грандиозный талант писателя, надо прикладывать не только творческие, но и организационные усилия, чтобы возвращать его на подмостки, в сознание современного зрителя.
В. В. Подгородинский, помощник руководителя Малого театра России, критик, заслуженный деятель искусств РФ, напомнил: в 1958 году, когда земляки впервые устроили смотр лучших спектаклей по пьесам Горького, это был вообще первый в истории отечественного сценического искусства театральный фестиваль. Сегодня таких более 150. И справедливо, что в их число вновь возвращается пионер фестивального движения, рожденный на этой земле, давшей миру писателя-гиганта. Обидно только, заметил Валерий Васильевич, что федерация осталась в стороне от благого акта, не дала ни копейки на проект. Потому столичные гости, участники показа из регионов страны не уставали благодарить нижегородцев - правительство области, министерство культуры, наш старейший театр драмы за инициативу. Важен сам первый шаг, пусть осуществленный пока без должной поддержки сверху.
 
 
 
 
 
 
 
Г. Демуров и Е.Туркова в спектакле "Васса"

В чем-то получился он не вполне твердым. Эксперты не скрывали: фестиваль не столь широкий, как хотелось бы, не столь ровно сильный по составу, как следовало ожидать. При подготовке явно не хватило «разбега». Оргкомитету надо это учесть и начинать верстать афишу следующего показа прямо завтра. Два года не такой уж большой срок, чтобы отыскать крупицы замечательных сценических творений в потоке повседневных российских премьер. Имеет смысл расширить круг авторов фестиваля за счет других великих фигур одного с Горьким периода - Толстой, Чехов, Бунин, Андреев.

Удивительной способностью двигаться во времени обладает истинно классическая драматургия, отмечал столичный театральный критик, кандидат философских наук, заслуженный деятель искусств России К. А. Щербаков. По его убеждению, от ХХ века осталось совсем немного драматургов, отвечающих потребностям новой нашей жизни. Горький это уникальное качество демонстрирует. Значит, эпохе его забвения пора положить конец, начинаем вспоминать. Очень симптоматично, что обсуждение конкретных спектаклей и отдельных давних пьес нашего земляка на фестивале неизменно оборачивалось разговором о нынешнем духовном самочувствии российского общества, о сути современного человека. Провоцирует Алексей Максимович зачерпывать не мелко.

А еще у праздника этой непраздничной драматургии была и прикладная задача - определить лучшие работы в горьковских спектаклях. «Дети солнца» Малого театра России жюри в расчет не брало - уровень уж очень высок. Хотя был отменен показ нижегородской премьеры по Горькому из-за болезни ведущего артиста, жюри посмотрело спектакль «Васса» в записи и не исключило его из конкурса. Более того, именно нижегородцы получили самое большое количество наград. Одну из двух главных премий фестиваля - «Талант» имени Е. А. Евстигнеева - присудили народному артисту России Георгию Демурову «за глубокое и новаторское решение образа Прохора» в постановке драмы «Васса». Почетными дипломами и денежными премиями фестиваля отмечены молодые участники того же спектакля - Валентин Ометов (Павел) и Вероника Блохина (Наталья).

Премия им. Н. А. Левкоева уехала в Чувашию. Заслуженная артистка России и Чувашии Елена Лемешевская удостоена награды «за открытие художественных миров М. Горького в искусстве балета». Имеется в виду неординарное хореографическое прочтение одной из «Сказок об Италии» - «Нунча». Нашли за что отметить и других участников показа. Нельзя не поклониться им за само стремление припасть к этому неистощимому источнику ради утоления глубинной духовной жажды.
Долго откладываемый повторный дебют горьковского фестиваля все же состоялся. Будем надеяться, шестого по счету не придется ждать еще 18 лет.
Ирина Мухина.
Версия для слабовидящих