72414761 2481873431861943 5505622777496862720 nТо, что день пройдет в атмосфере юго-восточной европейской культуры стало ясно еще до начала пресс-конференции журналистов с представителями Национального театра Белграда. Они появились в фойе театра шумно, театрально, всей труппой, все в черном, с друзьями, подарками для журналистов… и долго торжественно поздравляли всех присутствующих с фестивалем. А потом также пламенно рассказывали о своем театре и постановке.
 
Драгана Бошкович, театровед, драматург и координатор международных фестивалей из Сербии лично представила Национальный театр Белграда, как ведущий в Сербии и хорошо известный в Европе, а режиссера Игора Тобицу – как талантливого и очень специфичного мастера.
 
В Нижнем Новгороде сербский театр был впервые. Театральный мир был заинтригован! И вечером зал замер в вопросительном ожидании у стеклянной витрины, которая встретила их на сцене…
 
«Власть тьмы» Льва Толстого в постановке Игора Торбицы оказалась настоящим триллером, сыгранным по всем законам жанра – с отравлениями, кровью, сексом, криками и убийством младенца. И хотя ведущие фестиваля перед спектаклем предупредили зрителей со сцены, что «создатели спектакля считают, что беспросветность и болезненность, изображенные в пьесе великого писателя, дают большие возможности для режиссёрских исследований и приводят к мысли, что постановка может быть ещё мрачнее, чем сам драматургический материал», удара такой силы никто не ожидал. И даже стекло, призванное отделить современных зрителей от ужасов русской действительности толстовской поры, не всегда являлось прочной защитой. 

Немой крик девочки и свет прожектора в беспомощный зал… Режиссер завершил пьесу эффектным финалом! Зал на минуту онемел, а потом взорвался аплодисментами. Национальный театр Белграда показал высокий уровень работы европейского театра – говорили на обсуждении критики. Правда, Льва Толстого узнали в постановке не все. По окончании спектакля между руководством Нижегородского государственного академического театра драмы им М.Горького и руководством Национального театр Белграда было подписано соглашение о дальнейшем сотрудничестве между театрами.
 
Вторым открытием дня стала встреча театралов с участником IX Горьковского фестиваля режиссёром Ильей Ротенбергом, два спектакля которого – горьковская «Васса» и чеховский «Дядя Ваня» - были представлены зрителям накануне. Критика была неоднозначной, но это ничуть не смутило Илью Ротенберга, уверенного в режиссерском праве на свое видение, свой выбор и свою правду. Разговор на встрече коснулся многих важных проблем современного российского театра: «столица – провинция», «директор – творец», «сложности создания режиссерского театра в России» и др. Впрочем, Илья Ротенберг, полный надежд и поисков, сразу после встречи отправился в Саров, где сейчас ставит новый спектакль.
 
А Горьковский фестиваль вступил в свой новый день… 
Версия для слабовидящих