Выпуск №9-259/2023, Вспоминая
Артист Нижегородского театра драмы Георгий Сергеевич Демуров ушел в последний день апреля... 60 лет на сцене, 150 ролей... Всенародная любовь к Артисту, восхищение его творчеством, словами, делами, личным обаянием пролились бесконечным потоком речей в Сети под портретом в траурной рамке... «Самый крупный бриллиант в диадеме нижегородской труппы», «великий русский артист», «Мастер», «талантливый, красивый, ироничный», «любимый и неподражаемый», «он качество, он суть того, как надо»... И рассказать о Георгии Сергеевиче, большом человеке и великом артисте, невозможно без цитат друзей, коллег и журналистов. Потому что они - суть той взаимной любви актера и зрителя, той народной любви.
Георгий Сергеевич Демуров родился в 1940 году в Тбилиси в интеллигентной семье. Его родственники работали в театре, поэтому он часто бывал там. Он вообще всегда чему-то учился: в музыкальной школе - исполнять, слушать и понимать музыку, в секции штанги и бокса - быть сильным, в театральной студии - актерскому мастерству. Кстати, в то время в Тбилиси было 14 театров. Георгий Демуров выбрал Русский драматический театр имени А.С. Грибоедова, где работало очень много талантливых артистов, в том числе из Московского Художественного театра, эвакуированных в Тбилиси и оставшихся здесь после войны. Первый раз Георгий Демуров вышел на сцену драматического театра имени А.С. Грибоедова в 17 лет в образе Апреля в сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». И сразу после обсуждения премьеры был принят в штат.
Два года играл Георгий Демуров в этом театре. А затем судьба привела его в Горький, где он решил еще раз начать всё сначала и в 1961 году поступил в театральное училище на курс Е.Д. Табачникова. «Для меня он был единственным педагогом, который всё время пытался открыть в искусстве дверь, которую до него никто не открывал».
На работу в Горьковский театр драмы Демурова-студента пригласил тогдашний его директор и главный художник, очень влиятельный в мире искусства человек Виктор Яковлевич Герасименко. Демуров получил главную роль в пьесе Мустая Карима «В ночь лунного затмения». Труппа Демурова просто сразила: Дворжецкий, Соколовский, Разумов, Левкоев, Владимир Самойлов... Он снова оказался среди профессионалов высочайшего класса. Вацлав Дворжецкий стал для него наставником... «По тем временам в театре было заведено, чтобы молодые артисты выбирали себе наставника из старшего поколения. И я, испытывая к Вацлаву Яновичу всяческие симпатии и даже любовь, каждый раз выбирал его... Смею утверждать, что немногими достижениями, имеющими место в моей жизни, я во многом обязан этому светлому человеку» (Георгий Демуров. Страницы дневника).
Диплом об окончании Горьковского театрального училища Демуров, как ни странно, получил не сразу: на последнем курсе не сдал один предмет, а пересдавать не захотел. Решил, что искусству этот документ не нужен. Получил его позже, уже будучи артистом театра. Впрочем, отсутствие свидетельства о профессиональном образовании не помешало Георгию Сергеевичу Демурову пройти с Горьковским (Нижегородским) театром драмы имени М. Горького более чем полувековой путь и стать ведущим актером прославленной труппы.
Артист божьей милостью, «он чувствует игру, он наполнен ею как музыкой... Он заразительный и талантливый актер», - писал А. Асеевский в статье «Артист, который дарит праздник».
Роли в Горьковском театре драмы у начинающего актера появились сразу: Джефф («Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика), Егор Королев («Верхом на дельфине» Л. Жуховицкого). В 1970 году заметной работой Демурова стал Скалозуб в спектакле К. Дубинина «Горе от ума» по комедии А.С. Грибоедова. «Это солдафон, полный сознания собственной значимости уже потому, что на нем сверкающий полковничий мундир. Он говорит глупости, солидно и многозначительно надуваясь, будто изрекает бессмертные афоризмы... Он живое, реальное подтверждение определения Чацкого: «Мундир, один мундир», - отмечала» Л.Чубарова в статье «Чацкий против Чацкого».
Однако, как считает сам Георгий Сергеевич, первую по-настоящему главную роль на сцене Горьковского театра драмы он сыграл в комедии Г. Горина «...Забыть Герострата!», поставленной А. Тумиловичем в 1973 году. Роль Герострата рецензенты назвали в его творчестве этапной. «Актер хорошо чувствует жанр, - отметила тогда А. Алексеева в статье «Забыть или помнить?». - Демуров решает роль как слегка истерический, наигранно-позерский, даже кокетливый «взлет» авантюриста, упивающегося своим «праздником».
«Через два или три года после премьеры на спектакль «...Забыть Герострата!» приехал автор пьесы, а я и не знал об этом, - вспоминал Георгий Сергеевич. - Аплодисменты, поклоны, и вдруг из зала поднимается на сцену Григорий Горин, подходит ко мне, а рядом со мной - народный артист РСФСР Виктор Кузнецов... Берет меня за руку, поднимает ее вверх, как у боксеров, произносит единственное слово: «Лучший!» - и уходит. После этого спектакль шел еще много лет».
Лицедей Демуров, восприимчивый к смешному, умеющий, по словам А. Асеевского, «зацепиться даже за крохотную «юморинку» в поведении героя и «вытянуть» через нее целый смеховой пласт», казалось, был создан для остросатирических, гротесковых, комедийных и характерных ролей, которых в его репертуаре всегда было немало.
Он «купался» в шекспировской комедии «Укрощение строптивой» в постановке С. Лермана (1980). М. Скворцов в статье «Три комедии» писал: «Петруччо - Г. Демуров покоряет силой личности, вызывает восхищение своей энергией, находчивостью, остроумием, умением преодолевать препятствия».
Георгий Демуров играл итальянца Мондови в пьесе Д. Пристли «Золотое руно», поставленной Ю. Галиным в 1984 году, а чуть позже, в 1985-м, - еще одного итальянца, Аттилио, в «Цилиндре» Э. Де Филиппо, в спектакле столичного режиссера В. Портнова, князя Серпуховского в спектакле С. Стеблюка «Любовь - книга золотая» по пьесе А.Н. Толстого (1992), Юбера Дорсе в спектакле Б. Эрина «Загнанная лошадь» по Ф. Саган (1994).
С появлением Г. Демурова в сатирическом образе поэта Сибеона в спектакле Л. Белявского «Девятый праведник» по пьесе Е. Юрандота (2000) действие тут же оживлялось. «Оно, впрочем, всегда оживляется с появлением этого артиста. Вот у кого поучиться бы куражу и драйву!» - отмечала М. Метнева в статье «Три актерские удачи».
На счету Георгия Демурова немало горьковских персонажей, которых актер играл с присущим ему эмоциональным напором, точно выявляя в каждом образе самобытный характер. Это и Михаил Скроботов во «Врагах», поставленных А. Головиным в 1975 году. Это Александр в «Последних» (постановка А. Тумиловича), у которого, по мнению критика А. Алексеевой, «цинизм еще не окрепший, есть смущение, прикрытое блудливо-виноватой улыбкой, и хамство у него - вымученное, надтреснутое».
Илья Лунёв в спектакле «Трое» (инсценировка и поставка А. Кошелева) стал одной из лучших ролей в репертуаре актера. «Характер Ильи у Демурова раскрывается не постепенно, а сразу, точно заданный. Но все-таки есть и движение - исчезает веселая лихость, возникает тяжкое уныние, презрение, неразборчивое отвращение к людям. Слепота его трагична...», - отмечала А. Алексеева, а А. Асеевский писал, что «Демуров играет Илью как человека большого внутреннего темперамента, наступательности, человека, верящего в свои большие внутренние возможности, по сути, человека-одиночки», и темой спектакля становится «хождение по мукам Ильи Лунёва за своим счастьем».
В спектакле Отара Джангишерашвили «Егор Булычов и другие» (1986) образ главного героя Г.С. Демуров строил, по мнению А. Алексеевой, «на мысли о «чужой улице», где прожил Егор свою «неправедную» жизнь... Он из тех «задумавшихся» купцов, каких немало в мире горьковских образов... Умный, дерзкий «разбойник».
В 1993 году Георгий Демуров сыграл лесничего Муратова в «Зыковых», поставленных Г. Михайловым, в 2006-м - оборотня Стогова в спектакле Р. Горяева «Фальшивая монета», а в 2010-м - Прохора Железнова в «Вассе», поставленной М. Абрамовым. «Абсолютно шикарный зрелый актер, колоритный, характерный, красавец мужчина, ироничный балагур... Безнравственность Прохора-Демурова играющая и манящая, его речи о семье циничны, но так недалеки от истины. Он эстет, театрал, легкий, танцующий герой, не обремененный ни семейными узами, ни карьерными обязательствами. Поэтому так падки на него восторженные девицы. Он полный антипод своего лютого брата, умирающего за кулисами... Он очаровательный весельчак и харизматичный гуляка... Демуров украсил бы любой столичный театр. Но он верен Нижнему», - писала Н. Халезова в статье «Беспамятный мастер».
Можно вспомнить и много других полюбившихся зрителям ролей в классическом репертуаре: генерал Епанчин в «Настасье Филипповне», князь Валковский в «Петербургском романе» и Крупер в «Игроке» Ф.М. Достоевского, Шпигельский в «Месяце в деревне» И.С. Тургенева, Кулигин в «Грозе» и Крутицкий в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, Трилецкий в спектакле «Прости меня, мой ангел белоснежный» по А.П. Чехову, Ноздрев в «Похождениях г на Ч.» М.А. Булгакова и шекспировский Полоний в «Гамлете, принце датском».
В чеховском «Дяде Ване» был, по мнению И. Мухиной, «точен Георгий Демуров, лаконичными штрихами рисующий своего профессора Серебрякова. Пожалуй, тот глуповат в наивной убежденности, будто мир вращается вокруг его особы. Иногда это делает его даже по-детски жалким».
Каждая роль - это не только образ персонажа, которого нужно понять, почувствовать и впустить в свою жизнь, но это еще и режиссер. Может быть, даже в первую очередь режиссер. В творческой судьбе Г.С. Демурова была встреча, по его собственному признанию, с «гениальным режиссером, очень одаренным и неординарным человеком, не вписывающимся в рамки обычного». Это Роман Виктюк. Георгий Демуров сыграл у него три роли: начальника полиции в комедии А. Николаи «Милый, сколько яду положить тебе в кофе?» (1989), Сталина в «Уроках мастера» Д. Поунэлла (1990) и Воланда в «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова (2000).
«Спектакль «Уроки мастера» выходил в ту пору, когда Сталина хотели всячески высмеять, вскрыть в нем исключительно негативное. И если бы я ориентировался только на эти конъюнктурные моменты, то мне было бы неинтересно играть такую роль. Ведь на самом деле это фигура многогранная. И мне хотелось показать некую неизведанную грань этой личности. Не оправдать, нет, а найти что-то новое с точки зрения актера», - вспоминал о работе над ролью Георгий Сергеевич.
Демуров еще в юности понял, что актер - это тяжелый труд. В том числе и физический. Чтобы сил было больше, он всегда занимался если уж не спортом, то физкультурой. Не давал своему телу выйти из повиновения. Не мучил свой организм вином и табаком, хотя и курил. Кстати, курить молодой артист тоже начал «по долгу службы». Студентом играл он в комедии «Ничего не случилось» одного курильщика, которого застает за этим делом дядя и ругает на чем свет стоит. А режиссер Юрий Ольховский вдруг как закричит: «Я тебя сниму с роли!» - «Почему?!» - «Курить не умеешь!» Пришлось освоить эту вредную привычку. Ради театра он готов был на любые жертвы.
Георгий Сергеевич Демуров, востребованный и любимый нижегородцами актер (в иные времена играл в 16 из 19 репертуарных спектаклях!), сумел в сложные для театра времена поставить гражданский свой долг выше актерской карьеры. В 2004 году, возглавив театр как художественный руководитель (2004-2013), Демуров почти отошел от актерства, посвятив всего себя сохранению традиций серьезного драматического театра. Худрук Г.С. Демуров провозгласил курс на создание театра-лаборатории с поисками режиссеров, которые бы ставили спектакли в театре. В результате состоялось пять премьер: «Зойкина квартира» (режиссер Анатолий Иванов), «Вешние воды» (Николай Дручек), «Мой бедный Марат» (Артур Офенгейм), «Вышел ангел из тумана» (Валерий Саркисов), «Игрок» (Ростислав Горяев). Классика и современный психологический театр стали главными ориентирами интеллектуала Демурова.
«Посмотрите на афишу - у нас преобладает классика! - горячо объяснял он свою позицию журналистам, - Это сказывается на кассе, но идти на поводу у большинства такому театру, как наш, нельзя. Сейчас куда ни глянь - везде шоу. Что нам делать в этой тотальной «шоуизацией», с тем, что многие зрители не хотят потрудиться умом и сердцем?... Да, у нас есть право определять, куда идет театр. Однако очевидный и статистический факт: публика предпочитает комедию. И на первый взгляд, вывод ясен: надо ставить комедии, избегать «тяжелых» пьес - будь проще, и люди к тебе потянутся. Парадокс заключается в том, что театр, стремящийся угодить доминантному интересу публики, заполняющий свое меню облегченным репертуаром, в итоге зрителя как раз и теряет. Нам же хочется говорить о чем-нибудь проблемном, драматичном, о путях к истине в жестком мире, о надежде, которая, как известно, умирает последней».
Нижегородский театр драмы не только устоял в буре коммерциализации, но и вышел из «гастрольного застоя». 16 лет театр не выезжал на гастроли. На посту художественного руководителя Г.С. Демуров вместе с директором театра Б.П. Кайновым возродили эту и многие другие традиции. После 18-летнего перерыва, в октябре 2011 года, в Нижнем Новгороде состоялся V Всероссийский театральный фестиваль им. М. Горького, который сейчас проводится раз в два года и является важным культурным событием области и страны.
В 2014 году Г.С. Демуров ушел с поста худрука, «уступив дорогу молодым», и вернулся в артистическую гримерку.
В октябре 2016 года состоялась премьера спектакля «Осеннее танго» по пьесе Бориса Рацера. Драматическую, трогательную, а местами забавную историю поставил в Нижегородском театре драмы московский режиссер, а в прошлом актер нашего театра Сергей Кутасов. Г.С. Демуров выразительно и пронзительно сыграл главную роль - Алекса Павлофф, в прошлом ленинградца, профессора медицины, по семейным обстоятельствам эмигрировавшего в Америку.
Последний раз на сцену народный артист РФ Георгий Демуров вышел именно в этой роли... В тот год он отметил 60 лет творческой деятельности. Спектакль «Осеннее танго» стоял в репертуаре до последнего дня его жизни. Театр ждал своего артиста.
Георгий Демуров: «Я смотрю на часы. Человек я уже не молодой, поэтому отношения со временем у меня особенные. Время для меня движется быстрее, чем для многих, а с другой стороны - память расширяет временные границы так, что видно далеко во все стороны.
И что же? А то, что театр стал ощущать себя свободнее и быть не идеологическим рупором прежде всего, а театром. Это дорогого стоит. «А вы-то зачем?» - кто-то может спросить. Да... В диалоге с самим собой выясняется: отбираются и накапливаются семена, плоды которых будут способствовать тому, чтобы театр наш, пусть не для огромных масс зрителей, но становился родным домом и частичкой тепла, души. Чтобы классика, неразменное наше духовное наследство, жила, пульсировала, дышала на сцене нашего театра. Чтобы коллеги-актеры как можно чаще получали хорошие роли и имели успех в них... Видите, как много всего... Вот я и смотрю на часы. Успеть бы. Трудные времена пройдут, а театр должен остаться. Надо только верить, надеяться и действовать. Действовать во столько сил и возможностей, сколько Бог отвел» (Журнал «Красивые люди», 2008г ).
У Георгия Демурова много наград и званий: заслуженный артист России (1983), народный артист РФ (1996), лауреат премий имени Н.И. Собольщикова-Самарина, Нижнего Новгорода (дважды), Нижегородской области, фестиваля-конкурса имени Е.А. Евстигнеева, «За честь и достоинство» имени народной артистки РСФСР Татьяны Александровны Еремеевой, «Актер России» (лауреат премии имени Н.Х. Рыбакова) и др.
В 2015 году в связи с 50-летием творческой деятельности в Нижегородском театре драмы и возрождением Российского театрального фестиваля имени Максима Горького народный артист России Георгий Демуров был награжден орденом Нижегородской области «За гражданскую доблесть и честь» III степени.
В начале февраля, отмечая 225-й юбилей театра, Георгий Демуров сказал: «Я поздравляю артистов, которые сегодня трудятся не покладая рук. И хочу пожелать им здоровИя. Артист должен быть здоров. Надо просто любить друг друга. Слава богу, это имеет место, это витает в воздухе, это видно, это понятно. Любить друг друга!
На мой взгляд, в театре сегодня хо-ро-шо. Вот бы удержать. Это зависит от многих в театре и от многого. Вот не спугнуть бы ... Я желаю своим коллегам не останавливаться. Зрителю, преданному, любящему, верному желаю всего самого наилучшего. Мы без вас ничто!
И спасибо вам, что вы о нас не забываете, помните... Аншлаговый театр! В зале народ и свободных мест нет.
Театр дом, театр дом. Дом. Дом. Хороший театр не может быть недомом!»
Фотографии из архива Нижегородского театра драмы им. М. Горького