3 марта Нижегородский академический театр драмы имени М. Горького представил зрителям новый спектакль, поставленный по пьесе А. Н. Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше». Мы побывали на премьере и хотим поделиться с вами впечатлениями.
Заманчивый и светлый мир
Комедию «Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островский написал в 1876 году. Пьеса эта по праву считается одной из лучших у драматурга «актерских» комедий и не сходит с подмостков российских театров без малого 150 лет.
– Пьесы Островского и режиссеры любят, потому что там есть история, есть сюжет, и актеры любят, потому что есть характер и есть что играть. Неслучайно у нас в программке приведены слова Ивана Андреевича Гончарова о том, что наш русский национальный театр начинается с Островского, – рассказала на пресс-конференции перед премьерой Тамара Яровикова, руководитель литературно-драматической части театра драмы.
Режиссер Андрей Цисарук и художник-постановщик Андрей Климов создали на сцене особенный, манящий мир, светлый, иллюзорный, далекий и близкий одновременно: яблоневый сад, резная деревянная беседка, вязаные кружева, юбки в пол, атласные ленты, дамские шляпки и зонтики от солнца, неспешное течение усадебной жизни, куда так и хочется окунуться хоть ненадолго.
– Оформление спектакля не лубочное. Это условный город, условные костюмы, условное место действия, но очень все красивое! Как в сказочной истории, когда не понимаешь, что это за страна и какое сейчас время, но очень хочешь очутиться внутри этого мира. Костюмы не имеют точной исторической привязки. Они вневременные. Просто красивые летние ткани с набивным рисунком, какие привозили раньше на нижегородскую ярмарку… Мы выбрали популярный сейчас стиль бохо, который в себя вобрал очень много стилей. Мне кажется, что все женские персонажи, мужские, впрочем, тоже, могут прямо в этих костюмах на Покровку выйти, и на них не будут показывать пальцем, – считает художник-оформитель постановки Андрей Климов.
Вечная история
Сюжет комедии характерен для творчества Островского: юная барышня, дочь богатого купца Поликсена Барабошева влюблена в нищего правдолюбца Платона Зыбкина, а ее отец и бабушка, каждый по своим соображениям, всячески препятствуют обретению влюбленными семейного счастья.
– Эта история немножко карнавальная, ярмарочная, романтичная, я бы сказал, «яблочная» (пьеса изначально так и называлась – «Наливные яблоки») и семейная… Нам хотелось обойтись без глобальных драм и социальных протестов. Наша история про любовь. И прежде всего она про женщин, сильных и властных, которые все решают, но не находят в этом удовлетворения… Но, главное, эта история об одиноких людях, которые в конце концов обретают друг друга! – поделился своим восприятием пьесы Островского Андрей Цисарук.
Для него, кстати, это был первый опыт работы с нижегородской труппой:
– У меня осталось самое легкое, приятное впечатление. Не поверите, ни одного скандала не было. Кто-то наиболее опытный отстаивал свое видение и опыт жизни. Ни одного пропуска репетиции, приходили, предлагали что-то свое, даже по нескольку вариантов. Что для режиссера не очень матерого очень ценно.
Полнота жизни
Текст и сюжет пьесы выдающегося русского драматурга, которого называют «русским Шекспиром», в новой постановке полностью сохранены. В доме всем заправляет богатая купчиха, бабушка Поликсены Мавра Тарасовна. Женщина она с крутым, сильным характером, и на первый взгляд в ее большом хозяйстве все в полном порядке, строго да чинно. Однако на деле приказчик вовсю обворовывает хозяев и подделывает документы, сын, бесхарактерный пьяница, растратил солидную сумму денег, из ухоженного сада в больших количествах исчезают спелые яблоки. А тут еще красавица-внучка Поликсена, единственная надежда и любимица бабушки, влюбилась в «недостойного»! И несдобровать бы влюбленным, если б в доме неожиданно не появился гость из прошлого – отставной унтер-офицер Сила Ерофеич Грознов, первая тайная любовь неприступной суровой бабушки.
Вместе с А. Н. Островским режиссер и актеры приходят к выводу, что счастья по шаблону не бывает. Счастье – это полнота жизни, в которой есть место очень многому, в том числе и авантюризму. Постановка дарит зрителям ощущение полноты и радости жизни.
– Это спектакль с грустным началом, но с замечательным концом. Мне, правда, сынка купчихи жалко, но, думаю, он немного в долговой яме посидит и исправится. Сергей Блохин в роли Силы Ерофеича просто великолепен, да и все остальные актеры сыграли прекрасно. Спасибо за радость, светлую грусть, чудесный тонкий юмор! Так хочется, чтобы и в жизни всегда был такой же хеппи-энд, как сегодня на сцене, – поделилась впечатлениями зрительница Елена Гареева.
Ольга Маркичева
Фото из архива Нижегородского академического театра драмы имени М. Горького