Пьесу Нины Садур «Смертники» ставят в театрах страны под разными названиями. Для постановки в Нижегородском театре драмы московский режиссёр Валерий Саркисов выбрал менее страшное – «Мальчики». Но от этого смысл истории, рассказанной когда-то знаменитым писателем Виктором Астафьевым и переложенной на язык театра, стал ещё более трагичным.
От печки
Начинается всё с кажущейся мирной семейной сцены. Муж с женой – Лёха и Маша (Александр Мамаев и Маргарита Баголей) – обсуждают грядущий переезд. Вся обстановка – печка да пара стульев. Сарайчик, в котором они живут, готовят под слом. Только вот ехать-то им некуда.
Семья молодого солдата-инвалида с младенцем живут здесь незаконно, без оформления. Нищенское положение семьи солдата-победителя, единственного выжившего из всей роты, ранит до слез. И становится действительно страшно, когда контуженный глава семьи в пылу бреда вдруг видит погибшего однополчанина и уходит с ним туда, откуда не возвращаются… А перед зрителем разворачивается история их роты.
Режиссёр спектакля Валерий Саркисов пристально следил за игрой и эмоциями актёров
Эх, берёзы
Валерий Саркисов в своих спектаклях един в нескольких лицах. Режиссёр, сценограф и автор музыкального оформления, он заставляет каждую деталь играть на зрителя по полной программе. И вот на глазах зала убогая комнатка почти мгновенно превращается то в блиндаж, то в казарму, то в зимний берёзовый лес, по которому бежит босой боец. А босой он потому, что на него попросту нет одежды и обуви нужного размера.
Зритель погружается в атмосферу жизни роты новобранцев, трепетно оберегаемых старшиной Шпатором, очень трогательно сыгранным Анатолием Фирстовым. В нём столько сочувствия, столько нежности, маскирующейся под суровость, что он сразу покоряет сердца зрителей.
Они всё испытали, всё прошли. Мальчики худенькие, по-юношески пылкие и по-взрослому принципиальные. Они – солдаты Великой Отечественной, погибали, но победили.
Актёр в этом образе собрал все те черты, что есть у литературных и исторических героев военной прозы – они были готовы на всё, чтобы защитить своих подопечных. И трагическая история его героя трогает и в то же время позволяет поверить в лучшее в людях.
Актёр в этом образе собрал все те черты, что есть у литературных и исторических героев военной прозы – они были готовы на всё, чтобы защитить своих подопечных. И трагическая история его героя трогает и в то же время позволяет поверить в лучшее в людях.
Совсем другими предстают баловень судьбы, орденоносец лейтенант Щусь (Валентин Омётов) и подлый особист Скорик (Евгений Зерин). Один – в печали о несбывшейся любви, но верный идеалам и готовый биться за них. Другой – в мыслях о карьере, которая на войне часто зависит от предательства… Неожиданно в роли подлеца видеть Евгения Зерина, обычно столь комичного и положительного. Тут он раскрылся совершенно с другой стороны – в образе человека мятущегося, запутавшегося, предавшего не только солдат, но и самого себя. И когда его герой не выдерживает раскаяния и пускает пулю в лоб, ему… сочувствуешь и понимаешь, что не всё так однозначно, как казалось.
Снег в лесу получился почти настоящим
Мальчики
А каждый из юных солдатиков показан как наивный, но цельный и очень привлекательный образ – от болтуна и балагура Лёхи Булдакова (Андрей Соцков) до наивных братьев Снегирей – (Иван Старжинский и Рустам Абдряхимов). Трогательные деревенские мальчики, они готовы поделиться всем, что у них есть, с однополчанами. Взахлёб они рассказывают об отелившейся корове и вкусном молоке. Вместе с ними зритель до последней минуты не может поверить, что за самовольную отлучку в родную деревню, к маме, их ждёт трибунал и расстрел… И это страшно.
Очень яркий образ силача-старообрядца Коли создал Николай Игнатьев. Деревенский говор, подкупающий наив и сермяжная правда в каждом слове, в каждом взгляде и каждом движении переносят зрителя в воспоминания о деревне, в ушедшую мечту о мире и патриархальном спокойствии.
Братья Снегири рассказывают однополчанам о путешествии в родную деревню
Феерично сыграла свою героиню Соломенчиху-шаманку актриса Мария Мельникова. Появляясь из печи, она, словно дух Севера, подчиняет себе всё вокруг. Балетмейстер спектакля – Асия Горбачёва – придумала для неё фантастический ритуальный танец. Красивый, завораживающий и пугающий одновременно. Есть в нём какая-то первобытная сила и манящая тайна. И когда шаманка предсказывает герою, что он не погибнет – вернее, не совсем погибнет, – даже самые стойкие реалисты хоть на секунду, да готовы уверовать в её магию.
Эта магия сцены кружит и ведёт зрителя за героями к финалу. Он известен с первой минуты, но такова уж натура человека – ждать и надеяться на чудо… Даже если это война.
ОЛЬГА СЕВРЮГИНА
ФОТО: АЛЕКСАНДР ВОЛОЖАНИН