Нижегородский  театр драмы  поставил комедию Гоголя  «Женитьба».

Спектакль получился увлекательным, динамичным и замечательно живым.  По нашим нижегородским меркам, он почти абсолютно  «звездный»…

Из восьми актеров, играющих основных персонажей пьесы Гоголя,  шесть -  заслуженные артисты России.  Юрий Фильшин в роли Жевакина не уступает этим шести в мастерстве.  Мария Мельникова в роли Агафьи Тихоновны  и раздвоенный Степан  вполне убедительно дополняют целостную картину.

 Сама же картина,  придуманная режиссером В. Саркисовым, содержит элемент интриги.  Потому что, создавая спектакль по гоголевской  «Женитьбе» и почти буквально следуя  гоголевскому тексту, В. Саркисов от хрестоматийной интерпретации «Женитьбы»  уходит, делая поворот  такой степени резкости, что остается только ахнуть.

Какой, говорите, поворот?  Вот в этом- то и интрига !

 На мой взгляд, главное достоинство спектакля – это уже названная мной его живость.  Живость проистекает  из точно найденного актерами рисунка образов,  каждый из которых – как бы хрестоматийно гоголевский,  а вместе с тем оригинальный, авторский,  « с фишечкой».

  Главного героя «Женитьбы»  в постановке Саркисова играет  Николай Игнатьев.  Рассуждая теоретически,  выбор ЭТОГО  актера на ЭТУ  роль  должен показаться тем, кто представляет себе Игнатьева ( и кто  читал «Женитьбу») , неожиданным.  Почему?   Да как «почему», если Игнатьев  хорош фигурой, статен и строен,  лицом же вообще правильный  красавец!  Но в живом спектакле Игнатьев в роли мужчины – тряпки никаких сомнений не вызывает.  Самым премилым образом внешность элегантного красавца мужчины в сочетании с блестяще сыгранным характером вечно пятящегося назад, пугливого и упертого холостяка рождают яркий комический эффект, заставляя публику смеяться над Подколесиным и одновременно признавать за ним его правду.

     Прекрасную пару  Подколесину – Игнатьеву в спектакле составляет Кочкарев – Анатолий Фирстов.  У Гоголя  Кочкарев – друг Подколесина, выступивший в роли свахи и оконфузившийся,  у Саркисова и Фирстова Кочкарев – друг и сваха тоже, но еще и Мефистофель, полный хитрости и коварства, а если нужно – гений обольщения  и соблазна.   

 Очень удались в спектакле трое женихов – соперников Подколесина. 

Большой телом и озабоченный приданым Яичница в исполнении Сергея Блохина, утонченный ценитель говорящих по- французски барышень, сам ни слова не понимающий по- французски Анучкин (Александр Сучков) и сватающийся  в семнадцатый раз отставной моряк Жевакин 

(Юрий Фильшин) -  все до одного- производные от гоголевских героев, но все трое и не вовсе гоголевские.

 Яичница и Анучкин -  в исполнении Блохина и Сучкова- одновременно и сами персонажи, и пародии на них, у Блохина пародийности как приема меньше, у Сучкова- больше.  Сыгранный А.Сучковым Анучкин вообще даже не образ – пародия, а образ – шарж.  Образ на грани истерики, образ – дерганный внутренний нерв, но – и это даже немного удивительно – играть самого героя как такового и тут же шаржировать его у актера получается совершенно  органично.  Смотреть- удовольствие.

 Первоначально хрестоматийно- гоголевски предстает и отставной офицер Жевакин – Юрий Фильшин. В трио с Яичницей и Анучкиным Жевакин смешон, достоверен и гармоничен. .

До того момента, пока режиссер не решает начать в спектакле тему, которая, видимо, представляется ему очень важной  и очень гоголевской. Эта тема специально вынесена в программке в левый верхний угол и заявлена крупными буквами :  «Веселое мигом обратится в печальное, если только долго застоишься перед ним, и тогда бог знает что взбредет в голову.  Н.В. Гоголь».   

  В голову Саркисова  взбрело, что веселое должно обратиться в печальное первоначально в образе Жевакина.  Поэтому Жевакин, прежде чем уйти со сцены,- он, как и Яичница и Анучкин, был отвернут  невестой, - из образа веселого  превращается в образ грустный. Вместе с грустным мотивом в спектакль вползает тема  «маленького человека» и тема российской действительности, хпрактерной для периода крепостного права.  Тема встает мощно и сильно- Фильшин играет хорошо. Но, как только Жевакин со сцены уходит,  спектакль опять становится живым и веселым, а грустная тема уходит вместе с Жевакиным.

   Уходит, впрочем, чтобы вернуться, причем вернуться в самом неожиданном и, на мой взгляд, не в самом лучшем месте- в финале.

 «Женитьба»  в постановке нашего драмтеатра заканчивается сценой ,  к комическому никакого отношения  не имеющей.  Все ушли. Остались только Агафья Тихоновна и ее огромная кровать, воплощающая огромную мечту этой прелестной, наивной, но такой искренней девушки о  семье. О детях – мальчиках и девочках. О том, что у нее, наконец, будет любимый муж и мученья затянувшегося  девичества кончатся.

  Агафья Тихоновна ложится в кровать и рыдает. Долго, взахлеб. 

Занавес закрывается.

«Веселое», как было заявлено в программке, опять обращается в  «печальное». И все понятно : это по- гоголевски, это о глубинных жизненных противоречиях, это оригинально, наконец…

  Но лично я согласиться с таким финалом не могу. Некомическое, в которое обращается комедия, не дорастает до трагического и остается  мелодраматическим – то есть вместо того,  чтобы «возвышать…напев до  трагедии» ( как говорил Одоевский про Глинку), спектакль свой  основной  «напев»  низводит на уровень мелодрамы.

 Спектакль же, повторю, действительно получился отличный – очень веселый, полный прелестных придумок и очень живой.

  Счастливого просмотра,  господа  зрители !

                              « Город  и горожане», № 12, 7 апреля  2008г. 

Версия для слабовидящих