Нужен ли сейчас  Дядя Ваня и нужен ли был  прежде?  Чехов написал пьесу и  провалился. Даже в Художественном театре  при Станиславском зритель выходил и морщился..

Горький  же посмотрел  «Дядю Ваню»  в  нижегородском театре и был в восторге,  «плакал, как баба», как он сам писал.  

Лев Толстой не любил пьес Чехова : в них никакой драматургии, много поучений, скука невыносимая. Но постепенно стало понятно, что пьесы Чехова гениальны- открытие в драматургии, и даже Лев Толстой под конец жизни сменил гнев на милость.

   Пьеса «Дядя Ваня»  высокого умственного и душевного накала.

Мы же были приятно удивлены, когда в матросской форме со спасательным кругом на плече выскочил на сцену человек из…оперетты Дунаевского  «Белая акация». Потом мы с трудом догадались, что это и есть главное лицо пьесы «Дядя Ваня» ( А.Фирстов).  Многие в недоумении. А почему бы и нет?  В спектакле много таких  эпатажных эффектов. В искусстве все возможно, лишь бы пластично входило в ткань спектакля режиссера В. Саркисова.

Спектакль многолик, в нем вы увидите и куски пародийно – скучного МХАТа  60-х годов, и модерна в стиле Мейерхольда или Желдока.

Например, как дядя Ваня летит через сцену и, разбиваясь о плетеное кресло, падает словно чайка.  Все актерские работы, даже самые маленькие, выглядят достойно, не «хлопочут лицом»…Совсем нет дешевых штампов у Телегина в исполнении  Ю. Фильшина.

Прекрасно существует Г.Демуров в роли  отставного профессора Серебрякова.  Он мастерски владеет внутренней техникой и старается избегать  расхожих обозначений, то есть на всю железку  изображать старика- импотента.  Актер ярко показывает нам малоинтересного субъекта с плохим  характером.  «Надо, господа, дело делать»,-  говорит самый ярый бездельник и сибарит. Может, в этом главная идея спектакля?  Исполнитель произносит эту концепцию смачно, каждый раз вызывая аплодисменты.

  Совершенно чеховского персонажа создает С. Блохин.  Можно сказать, что это главная персона в спектакле.  Он пластично вживается в роль  доктора  Астрова, полного  самокритики  и  искренне увлеченного  Еленой Андреевной…

   Помогает и поднимает на должную высоту прекрасная музыка  Чайковского. 

  Хорошо сыграна сцена бунта.  Все домочадцы молчат, когда слышат, что имение, где они живут хотят продать. С ними можно делать все что угодно, они готовы угождать профессору – идолу… Один дядя Ваня поднимает бунт, выбегая с пистолетом и стреляя в Серебрякова.  Но все  остается  по-прежнему.

   Пьеса сложная.  Известно,  что  В.И. Немирович-Данченко говорил : 

«Огромный успех чеховских пьес возможен только у самого тонкого  слоя  публики». 

          «Рекламный   вестник»,  № 39, 15 октября 2008г.

Версия для слабовидящих