Нужен ли сейчас Дядя Ваня и нужен ли был прежде? Чехов написал пьесу и провалился. Даже в Художественном театре при Станиславском зритель выходил и морщился..
Горький же посмотрел «Дядю Ваню» в нижегородском театре и был в восторге, «плакал, как баба», как он сам писал.
Лев Толстой не любил пьес Чехова : в них никакой драматургии, много поучений, скука невыносимая. Но постепенно стало понятно, что пьесы Чехова гениальны- открытие в драматургии, и даже Лев Толстой под конец жизни сменил гнев на милость.
Пьеса «Дядя Ваня» высокого умственного и душевного накала.
Мы же были приятно удивлены, когда в матросской форме со спасательным кругом на плече выскочил на сцену человек из…оперетты Дунаевского «Белая акация». Потом мы с трудом догадались, что это и есть главное лицо пьесы «Дядя Ваня» ( А.Фирстов). Многие в недоумении. А почему бы и нет? В спектакле много таких эпатажных эффектов. В искусстве все возможно, лишь бы пластично входило в ткань спектакля режиссера В. Саркисова.
Спектакль многолик, в нем вы увидите и куски пародийно – скучного МХАТа 60-х годов, и модерна в стиле Мейерхольда или Желдока.
Например, как дядя Ваня летит через сцену и, разбиваясь о плетеное кресло, падает словно чайка. Все актерские работы, даже самые маленькие, выглядят достойно, не «хлопочут лицом»…Совсем нет дешевых штампов у Телегина в исполнении Ю. Фильшина.
Прекрасно существует Г.Демуров в роли отставного профессора Серебрякова. Он мастерски владеет внутренней техникой и старается избегать расхожих обозначений, то есть на всю железку изображать старика- импотента. Актер ярко показывает нам малоинтересного субъекта с плохим характером. «Надо, господа, дело делать»,- говорит самый ярый бездельник и сибарит. Может, в этом главная идея спектакля? Исполнитель произносит эту концепцию смачно, каждый раз вызывая аплодисменты.
Совершенно чеховского персонажа создает С. Блохин. Можно сказать, что это главная персона в спектакле. Он пластично вживается в роль доктора Астрова, полного самокритики и искренне увлеченного Еленой Андреевной…
Помогает и поднимает на должную высоту прекрасная музыка Чайковского.
Хорошо сыграна сцена бунта. Все домочадцы молчат, когда слышат, что имение, где они живут хотят продать. С ними можно делать все что угодно, они готовы угождать профессору – идолу… Один дядя Ваня поднимает бунт, выбегая с пистолетом и стреляя в Серебрякова. Но все остается по-прежнему.
Пьеса сложная. Известно, что В.И. Немирович-Данченко говорил :
«Огромный успех чеховских пьес возможен только у самого тонкого слоя публики».
«Рекламный вестник», № 39, 15 октября 2008г.