В театре  драмы прошел третий показ премьеры  «Дядя Ваня», самой, наверное, загадочной драмы Антона Чехова.

 Режиссер Валерий Саркисов и здесь остался верен себе – спектакль не похож ни на кого и ни на что.  Начать с того, что  дорогой режиссерскому сердцу модернизм оказался здесь явно к месту, умалив традиционно  присутствующую  еще со времен Станиславского бытовую грань.  И правильно, на мой взгляд, сделал.  Какое дело нам теперь до всех этих  чашечек, ложечек, гобеленов и месторасположений комнат, если в сегодняшнем восприятии Чехов выступает вневременным автором, и поэтому глобальные постановочные метафоры очень органичны.  Так режиссер придает определенное направление  спектаклю, как говорится, нужный вектор.

   Деревянный парусный корабль в черной ночи, глухой и вязкой, но без бури.  Какая там буря, ветерок не прошелестит, полный и окончательный штиль,  вечный застой. Поэтому и на мостике нет рулевого, склянки отбивают время только к бесконечному, как в «Алисе»,  чаю, а единственный навигаторский атрибут, карта Африки, возможно, просто  прикрывает дырку в обоях.

    Мы уже почти привыкли, и это здорово, что режиссерская работа для Саркисова в радость, ибо креатив просто сидит на креативе.  Однако новации для него не самоцель и совершенно не несут формальной нагрузки, а высветляют сверхзадачу и углубляют посыл, для чего, к примеру, осуществляется фонетический раздел героев.  Так, персонажи, занятые делом, имеющие в сердце заботу о других, говорят нормальным, естественным языком. А праздношатающиеся личности, по Гоголю, «даром беременюющие землю»,-  манерны, жеманны, короче, донельзя искусственны. Это, казалось бы, неброский режиссерский ход придает плоским и невыразительным авторским диалогам выпуклость и  стерефоничность.

   Интересно используется и сценическое пространство.  Фраза Серебрякова : «Какой-то  лабиринт…Двадцать шесть громадных комнат…» повлияла  на художественное решение вытянуть декорации в длину,  двигаясь по которой, герои и демонстрируют  невероятную протяженность дома.  Плюс лестница на второй  этаж. И, правда, лабиринт, который как- то даже и подчеркивает душевные лабиринты персонажей. 

   Пока на одном  краю  вселенной профессор творит  искусствоведческие нетленки,  другой старорежимно укладывается спать, и полночный звонок с требованием чая, проходя по всем извивам, будит весь дом.

   Пока дядя Ваня в своем романтическом угаре  где- то на задворках срывает розы для букета, в отдаленной гостиной идет вполне реальное и горячее объяснение Астрова и Елены.  Причем объяснение очень динамичное и символичное, где доктор просто загоняет профессоршу в угол, сам на голубом глазу обзывая себя жертвой.   

    Вообще, в плане режиссерского  «соавторства» Чехов – благодарный драматург, ибо я сколько угодно слышал возмущений на интерпретации  того же  Островского и ни разу – на Антона Павловича.

    Вот взять хотя бы  Войницкого в исполнении  Анатолия Фирстова. Ей- богу, если  вначале и была озадаченность, то она прошла буквально через пять минут.  Актер оправдал свой персонаж  и дальше увлек безусловным к себе сочувствием.  Ну, право, с кем не бывало: то фигурой не  вышел, то место уже занято, а вроде не подлец, не хам,  а благородный человек.   И просто ничего не остается, как  прятать свои мужские слезы под бравадой, ерничеством, клоунским колпаком.  Усложнение роли еще и в том, что она пограничная, где персонаж постоянно колеблется из «тружеников» в «Бездельники», так что приходится менять и манеру говорения в обличительном третьем акте. Отрадно, что режиссер вот уже не первый спектакль находит общий язык с актером ( ну как тут лишний раз не вспомнить Расплюева из  «Смерти Тарелкина».)

 Пронзительно печальной получилась Соня у  Марии Мельниковой и такой вот незаметной в общих семейных разборках.  Маленькая незаметная трагедия в стремлении примирить папу с дядей.  Старается не замечать ее и предмет воздыханий. Парадокс,  но только с номинальной мачехой устанавливаются начатки человеческих отношений, словно проецируя эстафету нелепых судеб русских женщин. 

«Ну, вот я замужем.  А счастье – где оно?»

 

Вкусно и радостно играет Георгий Демуров профессора Серебрякова, словно пишет пособие для начинающих «Как хорошо жить на свете эгоистам!» Чехов, конечно, - удивительный провокатор, он ни за кого. Поигрывает, так, зеркальцем.  Повернул – самовлюбленный эгоцентрист. Повернул – заслуженный искусствовед, до сих пор читаемый и почитаемый, да вон, хоть родной тещей здесь в глуши.  И что – то до сих пор никто не рвется в деревню в председатели  убыточного колхоза, а норовят- в губернию, в замминистры, в главы администрации, в завкафедры, наконец.

   Противоречивое впечатление оставил у меня доктор Астров  Сергея Блохина.  Возможно, виноват здесь режиссерский расклад, пошедший в роли от фактурности актера и вложивший в нее и излишнюю брутальность.  Для кого как, а для меня Астров – Собакевич- довольно спорная трактовка сельского интеллигента, до сих пор устоявшего против  пошлости провинциальной жизни, да просто ее «идиотизма»,  по словам Энгельса.  Такие люди украшают действительность, противостоят хищникам всех мастей (хотя бы в лесном вопросе), влюбляют в себя тургеневских барышень Возможно, была сделана ставка на  внутреннюю пластику,  а с этим  пока у актера проблема. Так что занижение пафоса роли очевидное. 

 Но, почти по Ломоносову,  где у одних проблемы, у других – достижения. Наверное, целое первое действие не мог поверить, что Елену Андреевну играет Ольга  Берегова, памятуя ее две горяевские роли  красивых мраморных статуй.  Откуда что  взялось: и темперамент, и кружево жестов, голосовые и мимические нюансы.   Просто заслуженный центр обожания персонажей и притяжения зрительских  взглядов.  Признаюсь,  я даже  непроизвольно дыхание задерживал в особо ударных моментах.  Что-то подобное было со мной только в случае с Ксенией Кутеповой, когда  «фоменки»  привозили Островского.  Впору хоть спектакль переименовать в «Тетю Лену».

   Чтобы не испортить впечатления, я даже ушел с конформистского четвертого действия, где, на мой взгляд, с художественной точки зрения – все неправда.  Это против всех театральных законов, что живые и искренние персонажи  после подобных откровений со стрельбой вот так пускают слюни и делают вид, что ничего не произошло.  Чехов просто отнял у героев достойный  финал, который по праву получили Иванов, Тузенбах и Треплев,  подтверждающий, что в России невозможно жить честному человеку.

   Да, финал открытый, но совершенно предсказуемый.  Измученная невыносимой скукой  г- жа Серебрякова пойдет по рукам в городе Харькове.  Два одиноких холостяка, навсегда раненые в сердце,  будут регулярно собираться за бутылкой и утирая сопли вспоминать «чудную женщину», мелькнувшую краткой кометой на фоне их унылого деревенского бытия.  А Соня  останется старой девой,  вяжущей обоим шерстяные носки.

   Возможно, на такой пессимистический  вариант автора подвигла подлинная история отношений с Ликой Мизиновой, ведь  в ее свете сведущий читатель  без труда узнает в Войницком самого Чехова, а в Астрове – Потапенко.  

    Не во все деталях буквально.  Не во  всех. 

         « Новая  газета»   в  Н.Н.»   30. октября 2008г.    

Версия для слабовидящих