«Я очень боюсь Островского» - такое неожиданное признание сделал московский режиссер Г. А. Лифанов, который ставит «Доходное место» в Нижегородском академическом театре драмы.
Общаясь с журналистами незадолго до премьеры, он объяснил, что до сих пор считал этого русского классика автором не вполне своим. Хотя всегда отдавал дань миру его драматургии - яркой, глубокой, умной. И вот теперь, говорит Григорий Алексеевич, эту дистанцию между собой и Островским он преодолевает, постепенно влюбляясь в его творчество. А все благодаря работе с актерами нашей академической драмы.
- Они потрясающие - профессиональные, жертвенные, готовые работать сколько нужно, терпеть дурной характер режиссера. Это - качества, к сожалению, уходящие из практики современного театра.
Такая похвала нашей труппе имеет особую цену в устах человека, который является доцентом кафедры актерского мастерства ВГИКА, ведет плодотворную педагогическую деятельность, дает мастер-классы и в России, и за ее пределами. За успешное воспитание актерской смены Г. А. Лифанов не так давно отмечен премией имени М. И. Царева.
Именно артиста - его индивидуальность и мастерство уже как режиссер стремится Григорий Алексеевич сделать главным выразительным средством в своей новой нижегородской постановке. Для нее, после долгих обсуждений с руководством театра, выбрано «Доходное место».
- На первых же читках этой пьесы с исполнителями, - рассказывает Г. А. Лифанов, - мы поняли, насколько животрепещущий материал предоставляет нам классик. Написанное в позапрошлом веке звучит сейчас так, словно ничего не изменилось. И это дает право на более драматичное, жесткое сценическое высказывание.
Действительно, и поиски доходного места, и засилье взяточников вновь необыкновенно актуальны в нынешней российской действительности. Но режиссер все же не хочет педалировать злободневность, фельетонность. И говорит о стремлении в интерпретации старой пьесы подняться до более сложной, вечной темы, которая тоже звучит в «Доходном месте». Темы выбора своего пути, своей позиции человеком, только вступающим в непростой мир. Сколько и ныне таких, кто в силу малодушия или житейских обстоятельств не осуществил собственные юношеские мечты, не реализовал возможности своей личности.
Потому в спектакле, отмечает режиссер, особый акцент сделан именно на молодом герое. А центральную роль Жадова играют в очередь три исполнителя - Иван Бычков, Евгений Зерин и Артем Прохоров. Каждый делает сценическую историю надежд и разочарований своего персонажа заметно иной. И это - сознательная, принципиальная установка Г. А. Лифанова. Еще он подчеркивает, что не стремится эпатировать публику или специально перелицовывать драматургию, как модно ныне при обращении к классике. В новом прочтении «Доходного места» задача номер один для постановщика - глубокое постижение автора, воплощение его идей в выразительной театральной форме. Другое дело, что форму эту надо постараться сделать живой, цепляющей современного зрителя, чтобы не сидел тот в зале равнодушным наблюдателем. Вот дабы сократить вековую дистанцию между пьесой и публикой, на определенный эксперимент пошли и в оформлении, и в исполнительских решениях премьеры, поясняет режиссер.
Первые представления «Доходного места» состоятся 18, 19 и 27 марта. А некоторое время спустя произойдет еще одно важное для театра событие, связанное опять-таки с творчеством А. Н. Островского. Спектакль Нижегородского академического театра драмы «На всякого мудреца довольно простоты» 2007 года приглашен в Дом Островского - на подмостки прославленного Малого театра. Там в апреле запланирован настоящий столичный парад «мудрецов» - три разные постановки одной великолепной комедии классика будут представлены московской публике. Сначала - версия труппы Малого, затем - вариация Казанского академического русского драматического театра под названием «Глумов» и, наконец, прочтение нижегородцев.

"Нижегородская правда"

Версия для слабовидящих