Весна, 27 марта, День театра, премьера - все слилось воедино. К празднику Нижегородский театр драмы приготовил лучший театральный подарок - премьеру «Доходное место». Островский на драматической сцене наконец-то отвоевывает позиции у современных комедий!

Режиссер спектакля - Григорий Лифанов, ученик Марка Захарова и педагог ВГИКа, без излишнего осовременивания, ставшего таким модным, создал спектакль, заставивший практически любого зрителя услышать тревожный внутренний звоночек. И тут неважно, где, когда и с кем происходило то, что мы видим на сцене, у каждого из нас случалось что-то похожее. Судя по непрерывному смущенному ерзанью соседей, ситуация в пьесе практически повторяет их собственную. В антракте раскрасневшаяся парочка бурно беседовала и к финалу явно пришла к какому-то выводу! Честная бедность или постоянный страх перед законом в окружении дорогих безделушек? Каждый выбирает для себя.

Очень эффектны декорации художника Бориса Шлямина. Гротескная анфилада конторских столов в обратной перспективе - от маленького до гигантского, на котором восседает начальник и благодетель Юсов - человек, чье слово - награда или приговор. Вот она, карьерная лестница, по которой пытаются взобраться к богатству герои. Лестницы, лестницы вокруг, причем все это в постоянном движении, трансформации. Удивительно трепетное отношение к деталям - от огромных перьев, которыми напряженно что-то строчат конторские писцы, до мухобойки, которой ловко орудует Юсов - С. Блохин. Его самоуверенность переходит все границы, привыкший ко вседозволенности он - царь и бог для подчиненных. Но и в нем живет искренний человек, проявляющий себя в монологе с баранками...Жизнь прожита, семья обеспечена, можно и на покой...Быть может и он когда-то был честен и мечты его были чисты, но жизнь сделала его расчетливым чиновником, сквозь пальцы смотрящим на все, кроме денег. Разные составы - почти разные спектакли. Вальяжный Юсов А.Мюрисепа - как кот, греющийся под лучами солнца-начальника: стоит этому солнцу закатиться - он тотчас же уходит в тень. Но кот этот в любой момент готов выпустить острые когти и задеть несогласного! Хороши оба Юсова в сцене с Кукушкиной! Чиновник любого ранга все же мужчина, и в обществе эффектной вдовы козыряет всеми доступными способами! Сколько кокетства, хитрости, самых разнообразных красок в героине Т.Кирилловой. Дочкам до матушки далеко! Хотя Юлинька и делает успехи. Из глупенькой девушки она быстро превращается в волчицу. Н. Кузнецова и В. Блохина действительно смотрятся сестрами, в их героинях такая божественная глупость, только вот пути у них разошлись. Все зависит от учителя! Белогубов Ю. Котова во всех сценах разный: человек, для которого карьера важнее всего, ради доходного места он готов на все, с любым находит свой тон, то угодливый, то покровительственный. Истинный чиновник, мгновенно приспосабливающийся к ситуации и всегда имеющий путь к отступлению. Женитьба для него - просто шаг к карьере, чиновник должен вывозить в свет разодетую жену - и Юленька получает все в обмен на фальшивую любовь. Поленька же любовь настоящую готова потерять ради достатка под напором сестры и маменьки, убеждающих ее, что муж - лишь средство для получения денег.

Хорош Вишневский А.Фирстова. Каждый жест его выверен, каждая реплика точна и достигает цели. Его превращение из гордого чиновника в человека, потерявшего все, один из сильнейших моментов в спектакле. Отрицательный герой, вызывающий такое глубокое сочувствие у зала, - это дорогого стоит. Жена его, женщина, мечтающая о любви, проданная в рабство своему мужу, которого у нее нет сил ни любить, ни ненавидеть, - такова О.Берегова.

Притворяться за брильянты и деньги могут далеко не все впервые в жизни ей стало жалко мужа, потерявшего все, и вдобавок убедившегося в ее неверности...иногда лишь в горький час можно понять и простить. Униженно собирая на коленях брошенные в лицо письма любимого, о чем думает она? Что сделает? И оценят ли эту жертвенность?

 

 

Ю.Фильшин в роли Вишневского более мягок, более скуп на внешние проявления чувств, тем сильнее впечатление, которое он производит. За этой внешней скупостью чувствуется буря переживаний. Также и барыня Ю.Мурановой - более сдержанная и холодная внешне, с неугасимым огнем внутри. Она почти рада суду и грозящему разорению, пусть путем позора, она избавится от ненавистного мужа и, быть может, найдет свое счастье.

Когда режиссер спектакля еще и хороший педагог, он может позволить юного героя сыграть молодым актерам. Это дает спектаклю особую правдивость. Роль Жадова, сложная и многогранная, стала первой серьезной актерской работой И. Бычкова. То ранимый, то резкий, иногда нахальный и даже грубый, готовый чуть ли не насильно вытолкнуть тещу из дома и в то же время готовый на все ради жены - молодости не до полумер. Кто знает, выдержит ли такой Жадов второе испытание на прочность. Только случай не дает ему превратиться в лебезящего чиновника.


Cовсем иной Жадов у Артема Прохорова - цельный, глубокий характер. Он настолько наивно искренен, что ему веришь в каждой сцене. Кажется, что такой Жадов неспособен на малейший проступок. Даже самые обидные слова он выслушивает с чувством собственного достоинства. Как мучительно для него переступить через свои принципы, но любовь к жене, страх потерять ее гонят его на поклон к дяде. Эта работа - огромный шаг для молодых актеров. И шаг успешный!

«Доходное место» за последнее время стало самой популярной постановкой по Островскому в стране, это и неудивительно, слишком уж жизненный конфликт в ней. Его не сгладят ни время, ни прогресс, и, наверное, добравшись когда-нибудь до других планет, мы увидим все ту же историю - юношу идеалиста, которого пытается сломать жизнь. Кто выстоит в этой битве, может, вы, наш читатель? Станьте для начала зрителем, быть может, тогда вы не совершите роковой ошибки, столкнувшись с сюжетом Островского в жизни.

"Нижегородская правда"
25.03.10

 

Версия для слабовидящих