«Занятно встретить человека,
который так смел, что ни во что не верит…»
И. Тургенев. «Отцы и дети»

 

 


Встречались ли вам подлинные герои? Личности непокорные, способные на дерзкие поступки, поднимающие глобальные вопросы, мыслящие свободно и презирающие предрассудки. Такие люди не боятся перемен и непреклонны в своих взглядах на жизнь. Против того, что нам кажется естественным, они восстают. Принципы, которые мы считаем верными - отрицают. «Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои», - сказал однажды Евгений Базаров, герой романа И. Тургенева «Отцы и дети». Постановкой этого произведения приятно удивил зрителей Нижегородский государственный академический театр драмы имени М. Горького. Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Б. Голубицкий. Художник - заслуженный деятель искусств республики Марий Эл Б. Голодницкий.

С первых минут спектакля стало ясно, что предстоящее действо не будет историей о высоких идеалах, светлой любви и самоотверженности. Вместо этого - борьба за утверждение новых жизненных позиций, за возможность вести себя вольно, изменяя устоявшимся законам и взрывая все консервативное. Конфликт, показанный на сцене, является не столько столкновением отцов и детей, сколько схваткой между противоположными типами людей: сторонниками традиционных взглядов и жаждущими перемен. Первые представлены Николаем Петровичем (заслуженный артист России Н. Игнатьев) и Павлом Петровичем (заслуженный артист России А. Сучков), Василием Ивановичем (народный артист России В. Никитин) и Ариной Власьевной (народная артистка России М. Алашеева). Антиподом выступает Евгений Базаров (А. Деменев). Слишком уверенный в себе. Чересчур приземленный. Кажется, в его резких жестах и подчеркнуто отрывистой, как бы «рубленой» манере говорить нет ни капли загадки. Но, тем не менее, именно он интересует окружающих. Герой еще не появился на сцене, а о нем уже ведутся разговоры. «Что такое Базаров?» Этот вопрос не дает покоя с первых минут спектакля. «Он – нигилист! Все оценивает с критической точки зрения. Не склоняется перед авторитетами, не признает ни одного принципа», - восторженно рассказывает родственникам Аркадий (В. Ометов). В глубине души молодой Кирсанов гордится знакомством со столь незаурядным, вызывающим споры человеком. Людей типа Базарова редко встретишь в привычном обществе, его абсурдные на первый взгляд высказывания и непредсказуемый нрав манят своей неординарностью и остротой. Но от дружбы молодых людей вскоре не останется и следа. Будущее покажет, что Аркадий ничем не отличается от отца и дяди, а общение с Евгением – не более чем экстремальное приключение беспокойной юности…

…Риск, «хождение по краю пропасти» – занятие не для обывателей. Это призвание избранных, каким был Базаров. Его чуждость обществу подчеркивается уже вначале спектакля.Неслучайно Евгений впервые появляется на сцене в момент безмятежного чаепития.                                                                                                         

На фоне семейной идиллии Кирсановых, среди элегантных костюмов, начищенных ботинок и тросточек он выглядит еще более отстраненным, даже враждебным. Стиль его одежды будто намеренно не вписывается в общую картину: широкополая шляпа, куртка и сапоги делают Базарова похожим на чужестранца. Против степенного шага Павла Петровича - энергичная деловая походка. Против доброжелательного обращения Николая Петровича - презрительный взгляд исподлобья, не сходящая с уст ухмылка и вызывающее поведение. Даже в любимом деле Базарова – препарировании лягушек – есть что-то беспощадное и отталкивающее благородных господ. Семья Кирсановых – это символ общества, в котором герой до конца дней будет чувствовать себя посторонним. Таким образом, конфликт заложен уже в экспозиции «Отцов и детей».
«Он мне чужой. И я ему, и вы ему!.. Он хищный, а мы ручные», - говорили о Евгении. На идею несовместимости Базарова с окружающим миром работают все элементы постановки.

Одна из загадок сценографии – решетчатая, овитая зеленью конструкция. Перемещаясь в пространстве, она словно затевает с героями и зрителями свою особую игру. Иногда предстает огромной полукруглой беседкой. Порой поднимается над сценой, превращаясь в пышную люстру, светящуюся множеством огней. Но основной замысел этого «нечто» открывается лишь во втором акте. Когда Кирсанов и Базаров размышляют о жизни, сидя на вершине таинственного сооружения, возникает ощущение, будто они расположились не на чем ином, как на земном шаре. Да, Базаров хочет изменить не страну, не в отдельности русский народ, а целый мир. Идея масштабная и, наверное, утопическая. Неслучайно этот символ необъятной планеты возникает в одной из кульминационных точек спектакля: именно тогда становится очевидным, что пути Аркадия и Евгения окончательно расходятся и не соединяться никогда. Значит, Базаров навеки одинок. «Я чувствую только скуку и злость», - шепчет он, сознавая свою беспомощность, приходя в ярость от собственного ничтожества и от боязни «протянуть» бесполезную жизнь. Кажется: вот, свершилось - мир, наконец, в его руках, однако… «Быть может, Базаров в чем-то прав… Хватит ломаться, оставим суету, а там, глядишь, и счастье получим в придачу», - задумчиво произнесет Павел Петрович, но, к сожалению, гораздо позже.

Спектакль насквозь символичен, что особенно заметно на примере образа Анны Сергеевны Одинцовой (Е. Туркова). По роману эта женщина - единственный человек, способный понять Базарова. Но режиссером ее фигура трактуется иначе, приобретая особый смысл. Мрачные, будто траурные тона нарядов, длинные массивные платья с кружевами и тяжелыми рукавами, похожими на крылья чудо – птицы, множество темных украшений превращают Одинцову в олицетворение судьбы. Она начинает преследовать Базарова задолго до их знакомства: молодой человек часто слышит о ней от других людей. Анна Сергеевна – один из наиболее противоречивых персонажей: с одной стороны, эта женщина не похожа на других, подобно самому Базарову. Да, именно «нестандартностью», встречающейся в женщинах нечасто, она околдовывает героя. Даже поведение ее настораживает: во время разговора Одинцова водит в воздухе руками, точно рисуя магические узоры, резко взмахивает ими, словно актриса, разыгрывающая странное представление. Вздрагивает и улыбается непонятно чему. Высокий и нежный голос, похожий на лепет листвы на ветру, вдруг становится низким и грубым. Но, с другой стороны, эта дама в черном – предвестница скорой смерти. В «щебетанье» детской свистульки, с которой Одинцова появляется во втором акте, слышится что-то нелепое и гипнотизирующее. Как бы ни пытался Базаров сторониться Анны Сергеевны, такой пугающей и одновременно духовно близкой ему, забыть леденящий и вместе с тем родной взгляд, избегать ее присутствия, мысли его возвращались к Одинцовой. Противиться даме в черном невозможно. Это все равно, что бежать по замкнутому кругу.

Вообще странная между ними связь… Кажется, что может быть проще? Встретились два человека, оба не первой молодости, оба одинокие, оба сторонящиеся людей. У обоих незаурядное отношение к жизни. Из них могла бы получиться идеальная пара. Почему же этого не произошло, что помешало соединению Анны Сергеевны и Евгения? Наблюдая за Базаровым, мы понимаем: он – не сверхчеловек, и ничто людское ему не чуждо. Оказывается, Базаров способен любить. Ведь он полюбил эту женщину, быть может, впервые, но все-таки полюбил. А она? «Я знаю, в чем ваша беда. Вы хотите полюбить, но полюбить вы не можете», - произносит Евгений. «Звучит как диагноз… Разве я не могу полюбить, доктор?» - полушутя отвечает Одинцова, игриво покачивая головой и протягивая руку к Базарову. Делая вид, что относится к его словам несерьезно, она пытается скрыть правду: ей давно известен страшный «диагноз». После второго приезда Базарова, наблюдая за счастливыми Катей (Д. Королева) и Аркадием она еще раз признается себе: Базаров прав. Ей действительно не дано любить, и это отличает ее от других людей. Анна Сергеевна – существо полуфантастическое. Ей суждено мучиться, как мучилась прекрасная Снегурочка, лишенная способности познать теплое земное чувство. В этом смысле Одинцова – изгой, чужая на «празднике жизни», а что может быть больнее? Ее свистулька издает уже не беззаботные птичьи трели, а протяжный «визг» на высокой ноте, похожий на истошный крик о помощи. Это голос души…
Если проследить за поступками Базарова, становится ясно, что конфликт с внешним миром – не единственная причина его мучений. Параллельной линией выступает внутренний конфликт героя. Дело в том, что жестокости в Евгении ровно столько, сколько милосердия, равнодушия к женщинам столько, сколько жажды любить, самонадеянности столько, сколько страха за будущее. В этом абсурдном «совмещении несовместимого» и есть трагедия героя. Где же душевная гармония? Когда наступит время отдыха от метаний и борьбы? Грубые манеры, застывшая на губах усмешка и «прямой» взгляд – всего лишь маска, скрывающая собственные, самые что ни на есть человеческие слабости. Он подобен Королю Лиру, который стремится показать себя грозным и «закаленным», а в душе раним и робок, подобно ребенку. Базарова гложут сомнения: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. А кто, нужен, кто?!»
…О чем он, усталый и больной, думал в последнюю минуту? Нет, не о противостоянии, не о грандиозных свершениях, не о безнадежной закостенелости этого мира. Перед помутневшими от слез глазами стояла Анна Сергеевна. Его душа, любовь и судьба. Задумчивая, всевластная, по-прежнему интригующая своей печальной красотой и словно возносящаяся над бренным миром. Они были настолько «однородны», что, наверное, не нуждались друг в друге. Но с какой искренней радостью вспоминал теперь Евгений все, что произошло между ними… «Так знайте – я люблю вас, глупо, безумно!»
Мария Евсеева,
студентка Нижегородской консерватории факультет арт-журналистики.
Версия для слабовидящих