Что же такое Васса Железнова - купчиха – владелица крупной пароходной компании. Наш российский мистер Твистер, владелец домов и пароходов. Мы привыкли к толстой бесформенной бабе, властной диктаторше. Даже стройная Чурикова в кино вызывала у многих недоумение. Пашенная у всех в памяти. В провинциальных театрах Вассу играла народная артистка крупных габаритов. С каждым годом она становится тоньше, интеллигентней, умнее и даже в каких-то театрах сексуальнее. Некоторые режиссеры смешивают первый вариант пьесы со вторым. Конечно, гениальный Горький не дурак, он рекомендовал ставить только второй вариант. Пьеса, которая сверкает разными гранями, где особенно выделена классовая борьба. Дедушка Фрейд в пьесе Васса сыграл не малую роль. Горький был какое-то время под влиянием этого великого преобразователя. В пьесе стена идет на стену хорошие и благородные против злых, мерзких, развратных. В конце пьесы не побеждают ни те и ни эти.
В МХТ недавно поставил режиссер Л. Эренбург. На сцене толстая, но молодящаяся Васса, и на сцене много дымящихся пароходных труб. Спектакль критики не приняли.
Прототипом главной героини пьесы стала вдова нижегородского пароходчика и домовладельца купчиха Кашина (в Нижнем Новгороде её дом сохранился в перестроенном виде).
Первый раз в1936году Вассу сыграла Фаина Раневская. Она была юморная и растерянная вопреки автору. Если честно говорить, то вся семья тунеядцы. Они нигде не работают и постоянно нудно резонерствуют. А сам отец Прохор Железнов как все тираны должен выглядеть обаятельным, улыбчивым и крайне добрым. Таким его играет Г. Демуров. Он зло не выпирает, это было бы примитивно.
Что же наш спектакль, поставленный режиссером из Минска Модестом Абрамовым. Любимец всех осетин, так как является народным артистом Осетии. Спектакль нижегородского академического театра хорош, но несколько скучноват, чувствителен, парадоксален, архаичен и вместе с тем наивен, как его и задумал Горький.
Есть много ярких ролей. Павел – горбун, артист В.Ометов страстная яркая работа. Убедителен статный во всех отношении, сдержанный С. Блохин в роли Михайло Васильева. Прекрасно смотрится и играет Л. Штепанова в роли Людмилы жены Павла и, конечно, всех переигрывает Г.Демуров - Прохор Железнов. Пессимистичный невротик.
Каждая часть его роли окрашена особыми смысловыми акцентами, которые смотрятся с неослабеваемым вниманием. Этот плохой по пьесе человек облагораживает весь спектакль.
Самолюбивая и властная Васса жаждет, чтобы в ее семье ковыряли нос с ее ведома. Но это ей в пьесе не всегда удается. Кирилова – Васса моложавая, убедительна, и хорошо, что не напоминает 60-летнюю Тарасову в роли Анны Карениной
Трагедийный тон спектакля как черная волна накрывает зрителей. Даже бойкие тинэйджеры сидят пришибленные. Хотя Питер Брук утверждал, что даже в самых заядлых трагедиях Шекспира и Эсхила надо непременно искать юмор. Юмор показался в песни про котенка, которая явно лишняя и ничего не прибавляет.
Начинается действие с многочисленных пробежек по сцене и девичьими хохотушками, кажется, сейчас начнется оперетка «Веселая вдова», или реклама подгузников. Показалась не выразительной Анна, сбежавшая от военного. Совсем не ясен ее характер и что она играет, психология не выявлена ни режиссером, ни актрисой.
Анна должна врываться с коробками, чемоданами, внося деланный оптимизм в затхлый мир. Она же вползает в свой дом, как гремучая змея.
В спектакле были попытки режиссера Абрамова ухватить избалованного зрителя за жабры (покрепче). Эффектные декорации Б. Шлямина ласкают глаз и точны по эпохе и смыслу.

Михаил ВИСИЛИЦКИЙ
"Рекламный вестник"

Версия для слабовидящих