Сергей Блохин

«Ваш Мольер со своими комедиями - изрядный наглец! Хорош предмет для насмешек - такие почтенные люди, как доктора!» (реплика г-на Аргана из «Мнимого больного»).
По крайней мере, по заверению режиссера Карена Нерсисяна, из пьесы великого француза не вычеркнули ни одного слова. В Нижегородском академическом театре драмы завершена постановка комедии «Мнимый больной», и премьера - 26 января.
Незадолго до события члены постановочной команды рассказали журналистам об этой работе. Сложно и притом необыкновенно интересно иметь дело с классикой, признавался ее творческий лидер. А уж «Мнимый больной» и вовсе произведение удивительное.
- Читая пьесу, я не ощущал никакой временной дистанции, - говорит московский режиссер. - Это XVII век, но написано будто вчера, настолько все актуально. Она намного современнее иных самых современных.
Увы, мало что изменилось в нравах корыстных докто-ров, полицейских, нотариусов. И все же социальные мотивы, похоже, не главные для творцов новой сценической версии мольеровской комедии. Они подчеркивают, что менее всего стремились и к формату бытового спектакля с дотошным воссозданием париков, кружев. В костюмах и декорациях - скорее намек на эпоху. Музыка тоже не Люлли, а современных авторов, та, что поддерживает настроение легкой грусти. Смех явно не будет «утробным», поскольку постановщик в истории заглавного персонажа, человека, обуреваемого страхом смерти, в чем-то наивного и одинокого, видит трагикомическое начало. И надо признать, сами обстоятельства биографии Мольера дают основания под таким углом рассматривать последнюю комедию драматурга.
- Мы попытались показать Аргана как большого ребенка, который захотел дожить до 250 лет. Он и страдает от своих заблуждений, и счастлив ими, - объясняет заслуженный артист России Сергей Блохин, исполнитель роли мнимого больного, верящего в силу медицины до абсурда.- Я очень благодарен театру за выбор именно такой драматургии. Прикоснуться к хорошему всегда приятно. И два месяца репетиций уже сами по себе были великим удовольствием.
Кстати, у Сергея Блохина встреча с мольеровским образом - вторая за последние годы. Он выходит на подмостки еще и в «Тартюфе» как господин Оргон, который тоже весьма смешон в своих заблуждениях. А вот режиссера К. Нерсисяна нижегородцам впервые предстоит оценить в качестве постановщика комедии. До нынешней премьеры он поставил в нашей драме два очень серьезных спектакля - «Последний поединок Ивана Бунина» и «Одноклассники», а еще сказку «Мурли». На этот раз помогали ему добиться яркой театральности москвичи В. Шилькрот (сценография) и Я. Кремер (костюмы), танцы поставлены А. Горбачевой. Кроме ведущих артистов труппы в постановке заняты студенты нашего театрального училища.
Кстати
Какая-то горькая ирония в том, что комедия, в которой он так задорно посмеялся над страхом смерти, сыграла роковую роль в кончине Мольера. Он давно страдал от болезни легких и перед четвертым представлением своей новой пьесы чувствовал себя особенно плохо. Драматург сам выходил на подмостки в образе Аргана, так что его недомогание означало отмену спектакля. Между тем, в зале на этот раз - именитая публика во главе с принцем Конде, нельзя подвести труппу. Комедия была сыграна, но ее великого автора и талантливого исполнителя уносили из театра на руках. А через несколько часов хлынула горлом кровь, и Мольера не стало.
От его улыбки всем светлей
Занят в новом спектакле академической драмы и заслуженный артист РФ Алексей Хореняк: играет в «Мнимом больном» господина Бонфуа. Премьера почти совпала с его юбилеем: 24 января ведущему актеру труппы исполнилось 50 лет.
Это не только зрелый мастер, которому по плечу разные профессиональные задачи, но и личность особо яркого сценического обаяния. Алексею Ивановичу зачастую выпадают в спектаклях роли не самые главные, но его появление на подмостках всегда приковывает внимание публики. Дар быть очень живым, органичным, выразительным в любом драматургическом материале и независимо от «окраса» персонажа вызывать симпатию зала делает его таким запоминающимся даже в образах по определению второстепенных, вроде кучера Селифана в «Мертвых душах».
Достоевский и Булгаков, Островский и Горький, О'Нил и Вампилов, Чехов и Гладилин - репертуар артиста широк, жанрово разнообразен. А как он хорош в комедии! Прекрасное чувство юмора, эмоциональная заразительность, наив, который позволяет с детским озорством купаться в стихии комического, - благодаря этому так смешны персонажи Алексея Хореняка. Но его ирония всегда солнечная, неизменно сочувственная. Ощущается некая народная нота - одновременно простодушная и мудрая - в веселых интонациях артиста. Ну как сердцу не отозваться на такую?
У ценителей юмора А. И. Хореняк давно на особом счету. Он - активный организатор и участник единственного в мире фестиваля театральных капустников «Веселая коза», был увенчан лаврами этого смотра. Как и другого популярного фестиваля - «Поют актеры драматических театров». Да, Алексей Иванович еще и певец, музыкант. Хочется, чтобы мимо этих качеств постановщики спектаклей тоже не проходили.
А готовности к творческой работе, к поиску артисту не занимать. Коллеги отмечают его огромную работоспособность, вдумчивое проникновение в литературный материал и безоговорочную преданность сцене. Нам это из зала тоже видно. Потому уверены: Алексей Хореняк еще много раз в новых работах одарит нас ярким сопереживанием своим колоритным персонажам, беззлобным зара-зительным смехом и глубоким пониманием природы человека. Поздравляем!
За роль Петра в спектакле «Лес» Алексей Хореняк получил премию фестиваля им. А. Н. Островского. Сейчас он активно занят в текущем репертуаре - играет разноплановые роли почти в 15 постановках родного театра.
 
Ирина Мухина.
 
Версия для слабовидящих