Тургенев снова в афише Нижегородского академического театра драмы. 15 ноября состоялся первый премьерный показ спектакля по его пьесе «Нахлебник».
Для постановки пригласили знатока, известного интерпретатора тургеневского наследия — режиссера из Орла Бориса Голубицкого. Иван Сергеевич второй раз свел его с нижегородской труппой: несколько лет назад с ее помощью он уже воплотил здесь инсценировку романа «Отцы и дети». Тогда прочтение хрестоматийного произведения оказалось необычным, и ныне мастер опять нас удивляет. Он даже финал классической пьесы изменил.
В нижегородской версии «Нахлебника» только один исполнитель заглавной роли — народный артист России Валерий Никитин. Ему выпало искать для своего персонажа, которого традиционно считают очень трогательным, отнюдь не мелодраматические краски.
Постановщик был категоричен: пьеса не бытовая и не «переживательная». Отчасти это подтверждает сама ее биография. Законченная в 1848 году, она лишь спустя 14 лет увидела свет рампы. Ныне, получается, ровно полтора века с того исторического момента, когда в своем бенефисе престарелый, но легендарный М. С. Щепкин вышел к публике в образе Василия Кузовкина. В этого героя мастер русского театра буквально влюбился, вот только добиваться вожделенной роли пришлось очень долго. Почему путь пьесы и в печать, и на подмостки оказался таким тернистым, объясняет одно слово — цензура. Она сочла, что произведение Тургенева наполнено «выходками против русских дворян». И началась канитель с запретами, правками, новыми резолюциями «дозволена быть не может», новыми вычеркиваниями… Естественно, это лишь добавляло очков горемычному «Нахлебнику» в глазах прогрессивной публики.
Пьеса ходила по рукам в списках, устраивались ее читки на частных литературных вечерах. А первая публикация состоялась во Франции — в переводном двухтомнике И. С. Тургенева.
Когда в Отечестве цензурные мытарства закончились и драму Ивана Сергеевича увидела, наконец, театральная публика, сенсации не случилось. Может быть, потому, что слишком долго и слишком многого ждали от «Нахлебника». Снова хлеб его оказался горек. Охлаждение театралов было столь резким, что пьеса, снятая из репертуара в том же 1862 году, еще 17 лет пребывала в забвении. Да и потом не обретала достойного воплощения на русской сцене. Меж тем в Париже шла с исключительным успехом, ставилась в театрах Италии, Германии.
Наши театралы с большим стажем наверняка помнят чудесного Михаила Михайловича Яншина в образе тургеневского нахлебника. Мхатовскую постановку 1969 года с его участием частенько показывало в записи Центральное телевидение. Для нового поколения нижегородских зрителей сама по себе пьеса Тургенева будет, наверное, открытием. А если еще и спектакль захватит. Ближайшие показы премьеры пройдут в театре драмы 20 и 29 ноября.
Кстати
Нижегородский академический театр драмы регулярно обращается к наследию Тургенева. В последние десятилетия на нашей сцене шли «Месяц в деревне», «Вешние воды», «Отцы и дети. Роман».
 
Ирина Мухина
 
Версия для слабовидящих