Предыдущая постановка Искандэра Сакаева — «Остров грехов» — всколыхнула поклонников нижегородской драмы: очень уж неожиданной для академического театра была режиссерская манера, непривычным — мейерхольдовский метод биомеханики. С момента той работы Сакаев, по собственным словам, изменился. Но стремлению «цеплять» публику не изменил: сейчас он заканчивает постановку «Саломеи» Оскара Уайльда.
О публике
— Меня пугали нижегородской публикой. Но большего резонанса от моего спектакля я не встречал нигде. Причем мне безумно понравились отрицательные отзывы. Классный у вас зритель — почти как в Татарстане, где зал встает по любому поводу. О публике нельзя не думать, но нельзя думать о ней постоянно, все время делать реверансы в ее сторону.
О драмтеатре
— В этом театре мне интересно делать то, что не делал нигде и никогда. Здесь я могу позволить себе не быть победителем. Мне не нужно доказывать, что я не верблюд, брать уже проверенные постановки. Можно браться за что-то новое и не бояться ошибки.
О пьесе
— «Саломею» я ставлю впервые. Если «Остров грехов» — это предложение театра, то этот выбор мой. В России нет традиции ставить «Саломею», долгие годы она была запрещена, корифеи за нее не брались. Пьеса не «самоиграющая», здесь надо напрягаться режиссеру и артистам, выдумывать какие-то особые способы воздействия на зрителя.
Об артистах
— Юра Котов — уникальный человек, он не жалеет себя и может себе позволить на сцене то, что другие не могут. Ведь «Саломея» — это такая эстетская, манерная вещь, что приблизить ее могут только очень эмоциональные моменты. Маргарита Баголей — очень гибкая и внешне, и внутренне. Ее роль не требует невероятного интеллектуального напряжения, скорее остроты восприятия. Были бы у меня такие актрисы в других театрах, много чего можно было бы поставить.
О русском
— Российское кино я не могу смотреть, российскую музыку не могу слушать. И от российского театра абстрагируюсь. Не потому, что они плохие, просто не могу. Мне ненавистна та жизнь, которой мы живем, я ее пугаюсь. Единственное место, где я могу спрятаться от «свинцовых мерзостей жизни», это театр. Поэтому я не люблю театр-жизнеподобие — русский психологический или социальный европейский театр.
Про «это» и «этих»
— В «деле Уайльда» ситуация была сильно преувеличена. Грубо говоря, «педиков» тогда было много, но именно этого хотели размазать по тарелке. Он и сам себе подгадил на процессе, часто провоцировал своим творчеством, и стихи становились основным аргументом обвинения. Это как сейчас вот меня обвинить: раз ставит Уайльда, значит, что-то не так…
О проблемах
— Для меня важен художник, а кого он любил, неважно. Я про это вообще не думаю. Что у нас, подумать больше не о чем, кроме как об однополых браках, как во Франции? У нас масса других проблем, более насущных. Если я буду думать о проблемах цивилизации, мне некогда станет ставить спектакли.
Про смысл
— У Уайльда есть очень хорошая формулировка: «Каждый убивает то, что он любит». От себя добавлю: каждого убивает то, что он любит. В общем и целом спектакль об этом.
Ольга ГОРНОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Справка «НН»
Искандэр САКАЕВ — режиссер Александринского театра (Санкт-Петербург). Ставил спектакли в театрах Уфы, Липецка, Архангельска, Владимира, Баку.
Не пропустите!
Премьера «Саломеи» состоится в Нижегородском театре драмы 13 и 14 июня. Среди занятых в спектакле артистов — Маргарита Баголей, Юрий Котов, Сергей Кабайло, Елена Туркова. Хореограф постановки — Елена Прокопьева (Санкт-Петербург), художник — Борис Шлямин.
 
Версия для слабовидящих