12 декабря 2013 года на сцене Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького состоялась премьера спектакля «Метод Гронхольма» по одноименной пьесе испанского драматурга Жорди Гальсерана. Поставил спектакль заслуженный артист России Александр Сучков.
Пьеса была написана в 2003 году. В 2011 году в журнале «Иностранная литература» вышел перевод произведения на русский язык, выполненный Натальей Ванханен. Пьесу уже ставили в российских театрах: в БДТ им. Г.А. Товстоногова в постановке Тимура Чхеидзе, в Московском театре наций в постановке болгарского режиссера Явора Гырдева, а также в Театре Свободное Пространство ТЮЗ города Орла и в Калининградском областном драматическом театре.
В спектакле, созданном нижегородским театральным коллективом, офисная драма с загадочным тестированием кандидатов при приеме на работу превратилась в глубокое исследование тайников человеческой души. Сюжет пьесы, на первый взгляд, достаточно прост: четверо соискателей высокооплачиваемой должности в крупной международной компании встречаются на собеседовании. Вскоре они понимают, что потенциальные работодатели приготовили им необычное испытание: кандидаты должны принять участие в своеобразной игре, победитель которой и будет принят на работу.
В спектакле заняты всего четыре актера: заслуженные артисты России Николай Игнатьев и Алексей Хореняк, артисты Анна Сучкова и Валентин Омётов. При этом каждому из них удается сыграть совершенно разные состояния своих героев — от горделивой самоуверенности до полного унижения — в постепенно разворачивающемся психологическом поединке. Финал этого поединка оказывается совсем неожиданным.
Говоря о содержании пьесы, режиссер Александр Сучков пояснил, что она ставит много важных вопросов: «На что мы способны пойти ради карьеры? Ради чего мы вообще, порой, теряем собственное лицо? Чем готовы пожертвовать? Для меня важна тема, которая тоже звучит в спектакле: а почему мы так любим мучить друг друга и получаем от этого удовольствие?»
В постановке нижегородского театра драмы именно из этих вопросов и вырастает главный психологический конфликт спектакля: противостояние беззащитной живой человеческой природы и внешнего глянца современного жестокого мира, утратившего сострадание. Этот конфликт в пьесе во многом выражен через массу тонких символических деталей, блестяще проработанных в сценографии и костюмах Бориса Шлямина.
Спектакль «Метод Гронхольма» выводит на сцену человека нашего времени, зачастую вынужденного делать страшный выбор между карьерой и своим человеческим достоинством. Такая современная постановка, несомненно, украсит репертуар Нижегородского театра драмы и будет интересной зрителям.
Текст: Андрей Журавлев.
Фото: Роман Бородин.
Версия для слабовидящих