Честность не бывает респектабельной — респектабельно лицемерие.Гилберт Честертон

Под конец года нижегородский театр драмы сделал своим поклонникам уникальный подарок – премьеру спектакля «Метод Гронхольма» по пьесе Жорди Гальсерана. Со дня выхода в печать пьеса постоянно в центре внимания. Ее обсуждали и обсуждают, по ней уже снят фильм, получивший не одну награду, поставлены спектакли во многих странах, она с успехом идет в БДТ и Театре Наций, наиболее смелые театры взяли ее на вооружение, и вот премьера спектакля и в Нижнем Новгороде!
Жизнь пьесе дали найденные в мусорной корзине анкеты претендентов на соискание вакансии с нестандартными пометками кадровика на полях, трансформировавшиеся под пером каталонского драматурга в сложную, увлекательную, жесткую, а местами и просто безжалостную пьесу.
На первый взгляд, сюжет прост. Собеседование при приеме на работу оборачивается утонченной интеллектуальной игрой, которая раскрывает тайны жизни каждого из четырех соискателей высокой должности. Это как раз та кажущаяся простота, которая дает режиссеру и актерам возможность показать все, на что они способны.
На сцене перед нами офис крупного холдинга, благородный черно-бело-красный хай-тек – изысканная сценография Бориса Шлямина. Четыре претендента на должность коммерческого директора в международной фирме собрались на групповом собеседовании, обычном для крупных компаний. Причем собеседование это они должны провести сами с собой. Цель – оценить, насколько соискатели готовы поступиться моралью для достижения как личного успеха, так и для процветания фирмы, которую они должны возглавить. Чем может расплатиться человек за право быть успешным? Шантаж, моральный прессинг, провокация, унижение – все идет в ход в этой иезуитской проверке.
Режиссер спектакля Александр Сучков в лучших традициях психологического детектива филигранно нагнетает обстановку, смена настроений героев подчас неуловима и точна в мельчайших деталях. Великолепно подобранная музыка идеально дополняет происходящее на сцене, чуть ли не становясь тенью действующих лиц.
Диалоги героев то изощренно жестоки и холодны, то переливаются всеми гранями юмора. Смех в зале сменяется гробовой тишиной. Психологическое мастерство автора до тонкостей проанализировано режиссером и великолепно разыгрывается четверкой актеров. Им удается постоянно держать внимание зрителя пьесой, состоящей из диалогов, причем до конца сохранять интригу. В таком спектакле невозможно фальшивить ни на минуту, иначе расползется кружево психологизма, сплетенное сначала автором, а потом и режиссером. И актеры на сцене действительно проживают каждую секунду из той пары часов жизни, что их герои проводят в добровольной мышеловке.
Фернандо Николая Игнатьева поражает своим апломбом, над его остротами хохочет весь зал, и тут же эта веселость смывается волнами то презрения, то сочувствия. Никогда нельзя сказать, серьезен его герой, или это лишь маска, предназначенная для незримого соглядатая. Яркий, эксцентричный и многогранный актер создал убедительный цельный образ, десятки подобных героев можно встретить в сегодняшних офисных стеклянных башнях. Совсем иным предстает перед нами неуверенный в себе Энрике – Алексей Хореняк, – моментально проникаешься сочувствием к его герою, этакому добродушному рохле и неудачнику в стиле ришаровского Франсуа Перрена. Вот он, чуть не плача, сжимает кулаки, понимая, что решается его судьба, и вдруг раскрывается во всем блеске с самой неожиданной стороны. Мерседес Анны Сучковой – пример карьеристки, готовой ради карьеры поставить на кон здоровье и жизнь матери. Чувства ее героини глубоко скрыты, защищены панцирем офисной брони и вырываются наружу только в самые напряженные моменты. Внутренняя борьба Мерседес происходит на глазах у зрителей, открывает в ней все новые и новые стороны личности. Постоянно меняющийся Карлос Валентина Ометова умудряется убедить коллег по собеседованию и зрителей в том, что, даже сменив пол, хороший сотрудник останется хорошим сотрудником! Причем юмор ситуации мягко вытесняется глубокими размышлениями о предназначении человека и его жизни. Быть может, этой ролью он даже перевернет чьи-то представления о сущности человека.
Передать характер, отразить темперамент, изменчивость человека под влиянием обстановки – все это удается актерам в лучших традициях психологического театра. Крутые повороты сюжета и нестандартные логические ходы делают спектакль динамичным и стремительным, хоть его действие и не выходит за рамки комнаты переговоров. Единство времени, места и действия, так ценимое еще античными драматургами, снова доказывает свою значимость для зрительского восприятия уже в двадцать первом веке.
Остаться порядочным или преуспеть, получить престижную работу или быть самим собой – каждый должен решить этот вопрос сам в мире, где место и власть все чаще становится наградой для наиболее наглых и циничных. Не зря самой цитируемой фразой спектакля моментально стала такая: «Нам не нужен хороший человек, который притворяется мерзавцем, нам нужен мерзавец, который идеально притворяется хорошим человеком»! Плюнуть в душу, перешагнуть через собственные принципы, забыть о морали и чести, предать и опорочить ближнего - сегодня успех требует от человека именно этого. Так стоит ли потерять себя, чтобы править миром?
 
Автор: Ольга Севрюгина
Фото: Ирина Гладунко
Версия для слабовидящих