История, философия, детектив и мелодрама переплетены в спектакле сразу в два сюжета.
К 300-летию Нижегородской губернии в театре драмы Вадим Данцигер поставил философскую притчу по пьесе Ольги Михайловой — спектакль «Третья правда, или История одного преступления». Главные герои — Столыпин и Лев Толстой — не раз приезжали в Нижний Новгород, и вот — снова они на нижегородской земле.
Парадные портреты
Первое, что выдает интернет-поисковик на запрос «столыпинский», — «вагон». Вагон и стал основой сценографии спектакля. Ее автор Борис Шлямин позволил этому вагону постоянно трансформироваться: то в рабочий кабинет Столыпина, то в крестьянскую избу, то в квартирку адвоката. Великолепно обыграны окна, становящиеся рамами для портретов. Портрет Льва Толстого (Александр Мюрисеп), оживающий на глазах зрителей и имеющий поразительное сходство с классиком, зачаровывает. Реалистичен и Столыпин (Сергей Блохин) — высокий, массивный, скупой в эмоциях, словно сошедший с парадного портрета. Но в то же время это — просто человек. Вот он сам вкручивает перегоревшую лампочку, рассуждает о покушениях, жалеет своих детей, апробирует бронированный чемоданчик для защиты от террористов. Он предчувствует свою гибель, но не может остановить своих преобразований, потому что верит в их необходимость для страны. Историческая полемика в письмах о праве на землю, нравственности и судьбе государства на сцене превращается в интеллектуальную дуэль между министром и писателем, переходящую в фарсовую битву на зонтиках. Фарса в спектакле предостаточно. Чего стоит препарация писателя министром и его секретарем, ищущим в глубинах толстовского тела истоки духовности и мужское и женское начала. Спектакль насыщен цитатами и афоризмами, рождающими самые необычные ассоциации. Они углубляют их выразительные и многозначные детали, такие как чаепитие в кимоно; боевые стойки героев — словно иллюстрации в пособии по восточным боевым искусствам, отсылающие к русско-японской войне. Но все эти словесные баталии умозрительны и разбиваются о конкретную крестьянскую историю.
Преступление
Адвокат Яншин (Иван Старжинский) пытается раскрыть тайну убийства, совершенного крестьянкой Марьей (Наталья Кузнецова). Хрупкая красавица убила свекра, вроде бы не имея на это ни мотива, ни возможности. Очарованный красотой, беззащитностью и непонятной покорностью подзащитной, он пытается найти правду и просит помощи у властителей дум своего времени. Письмо адвоката из глубинки становится поводом для философских рассуждений Толстого и Столыпина, а на сцене разворачивается пронзительная история любви. Великолепно разыгранная, наполненная самыми глубокими чувствами и эмоциями история временами становится просто душераздирающей. Эмоции, сдерживаемые героями, устремляются через край и смывают идеалистические взгляды. А легко ли остаться человеку без идеалов? У крестьянина своя правда, не имеющая ничего общего с правдой дворянской. Великолепные актерские работы трогают даже самых суровых зрителей. Слезы на глазах у взрослых мужчин не удивляют, разве что доказывают, что умеет нижегородский зритель чувствовать чужую боль и сопереживать. Быть может, даже сильнее, чем министр или писатель. Только сочувствием в жизни всего не исправить.
Финал. Бесконечная железная дорога, по которой по кругу на дрезине вместе едут и Столыпин, и Толстой, и Марья. Смерть делает равными всех, и те, кто не может понять друг друга в жарких политических спорах, сливают свои голоса воедино в песне про черного ворона…

Автор фото: Георгий Ахадов
 
 
 
Версия для слабовидящих