Московский режиссер Валерий Саркисов известную трилогию Сухово-Кобылина начал воплощать «с конца». «Смерть Тарелкина» уже была поставлена на сцене Нижегородского государственного академического театра драмы им. М.Горького. Сейчас очередь дошла до самой известной из трех пьес — «Свадьбы Кречинского», которая считается легкой комедией.
Михаил Кречинский (его роль исполняет заслуженный артист РФ Сергей Блохин) — заядлый игрок и авантюрист. Неудивительно, что он оказывается по уши в долгах и в числе тех, за кем сегодня—завтра придут приставы и кому ростовщики уже отказывают в новых кредитах. Что делать? Кречинский умеет не только блестяще проигрываться в карты, но и производить впечатление на женщин. Этим своим талантом и решает воспользоваться, чтобы жениться на богатой невесте. «Жертвой» выбрана Лидочка Муромская (Маргарита Баголей) — 20-летняя девица, которую отец и тетка только-только вывезли из Ярославской губернии в Москву, чтобы успешно выдать замуж. Пустить пыль в глаза провинциальной простушке и ее словоохотливой тетке для фата Кречинского не составило труда. Но что делать с отцом, богатым помещиком Муромским? Он не отдаст свою красавицу и баловницу за человека с «темной» репутацией. Тогда Кречинский решает провернуть аферу с Лидочкиной булавкой с огромным бриллиантом и закладывает дорогое украшение в ломбард.
Такой, казалось бы, простой и незатейливый в изложении сюжет, созданный по всем канонам триединства классической пьесы, на деле оказывается гораздо сложнее. На сцене нет однозначных героев и антигероев. Например, Лидочка предстает откровенной дурочкой, наивной в своих суждениях. Но в то же время она — воплощение чистоты и доброты: именно Лида спасает от полицейского преследования обманувшего ее Кречинского, пожертвовав ту самую драгоценную булавку.
Сам Кречинский, обманщик и пустослов, не обделен умом и обаянием. Блестящая игра актера Сергея Блохина делает этого персонажа даже симпатичным для зрителя: едва ли найдется тот, кто вздохнет с облегчением, когда гениальная задумка Кречинского рухнет из-за вмешательства второго претендента на руку Лидочки, провинциального помещика Нелькина. Последний персонаж в исполнении актера Павла Ушакова, несмотря на свои искренние и добрые намерения, выглядит смешно. Над суетливым женихом, который разговаривает с собственной тенью, посмеиваются и Лидочка, и ее тетка.
Двойственность персонажей нашла отражение и в декорациях Андрея Климова, выполненных в форме инь и ян — одна часть пастельных оттенков в мелкий уютный цветочек, другая же, темная и мрачная, становится кроваво-красной в финале. Сцена вращается, герои занимают свои «зоны» и внимательно смотрят в зал. Да, обаятельный аферист Кречинский все-таки выходит сухим из игры. Режиссер явно не жаждет справедливости. Кстати, Кречинский, судя по рассказам его слуги Федора, и раньше неоднократно выходил сухим из воды, да и мы уже знаем финал трилогии – за проступки героя отвечать придется другим. Те, кому суждено быть одураченным, будут введены в заблуждение, — это единственная мысль, которая приходит в голову после просмотра комедии, трагичной по своей сути.
 
Текст: Марина Лукина.
Фото: Георгий Ахадов. Источник фото: официальная страница театра в социальной сети.
 
Версия для слабовидящих