«Свадьба Кречинского» – самая яркая, легкая и смешная пьеса трилогии Александра Васильевича Сухово-Кобылина.
 
Начнём с конца!
 
Ее премьерой открыл новый 217-й сезон Нижегородский театр драмы.Это уже десятый спектакль, поставленный здесь московским режиссером Валерием Саркисовым. Знакомить нижегородского зрителя с творчеством неординарного драматурга режиссер начал… с конца. Финал трилогии – пьесу «Смерть Тарелкина» – он ставил на этой же сцененесколько лет назад. Вторую часть – «Дело» – решил не ставить вовсе по причине ее мрачности, и вот – начало истории!
 
Сюжет возник из популярного в середине XIX века рассказа о знаменитом светском шулере, который получил в залог фальшивого бриллианта крупную сумму денег. Выдающий себя за светского льва Михаил Кречинский совершенно проигрался и скрывается от кредиторов. Единственная надежда поправить дела – женитьба на влюб­ленной в него богатой девушке. Но никто не должен догадаться, что жених – банкрот. Чтобы пустить пыль в глаза папеньке и тетке невесты, Кречинский разыгрывает великолепную многоходовую авантюру с бриллиантовой булавкой.
 
Мечты о свадьбе
 
На сцене перед нами пример классической костюмной постановки. Уютный светлый особняк Муромских, мечтающая о свадьбе глупенькая влюбленная барышня Лидочка в розовом платье в цветочек (Маргарита Баголей). С наивностью и непосредственностью поверяет она свою сердечную тайну восторженной хитро-алчной тетушке (Елена Суродейкина). Их дуэт настолько домашний, что кажется, зрители и сами оказались в уютной гостиной, где дамы пытаются убедить наивного папеньку, что Кречинский – превосходная партия для единственной дочери.
Папенька (Анатолий Фирстов) великолепен в своей наивности. Нерешительный и управляемый, он пытается хоть себе доказать свою значимость, неуверенно примеряя маску домашнего тирана. Но его робкие попытки к сопротивлению буквально трещат под напором Кречинского и очарованных им дам. Трогательный и очень жизненный образ сыгран с мастерством и юмором.
 
Блеф
 
Спектакль подкупает тем, что в немникто ничего не додумывал, не марал текста и никуда место действия не переносил. Разве что Кречинского режиссер представил совершенно нетипичным. Перед нами не рафинированный интеллигент, очаровывающий дам светским лоском, а страстный и импульсивный барин, нахрапом покоряющий всех вокруг и мгновенно меняющий направление действий от самого маленького дуновения ветра перемен. Умный и смелый, он словно наделен особой властью над людьми и даром убеждения. И вот Муромский уже готов отдать свою дочь в жены «любителю деревни», подарившему ему превосходного племенного бычка!
 
Долой манеры!
 
Во втором акте Кречинский отбрасывает светские манеры. Щеголь превращается в уголовника: лексика, каждое движение – всё иное. Иногда в центре внимания зрителей оказывается не главный герой, а его второе я – слуга и соратник Расплюев (Николай Игнатьев). Он, аристократичный и статный, противопоставлен барскому облику Кречинского. Удивительно многосторонний и яркий персонаж: жалкий, трогательный, смешной и грустный и в то же время великолепно сочетает в себе подлость, остроумие и наивность. Энергия бьет из него ключом. Из жалкого потасканного мужичишки он превращается в великолепного щеголя во фраке. Преображается и слуга Кречинского Федор (Александр Мюрисеп). Порой невнятно бормочущий, на всякий случай строящий из себя престарелого маразматика, он становится идеальным слугой, на лету ловящим любую идею хозяина.
Званый обед предшествует свадьбе. Мешает только сосед и друг дома Нелькин (Павел Ушаков), влюбленный в Лидочку и следящий за подозрительным женихом. Но неказистый взбалмошный сосед не в силах убедить окружающих в своей правоте, его с позором выгоняют. Великолепная махинация почти завершена… Чем всё закончилось, узнаете, посмотрев спектакль. Вся история как нельзя более к месту сегодня, когда женщины не только управляют мужчинами, но зачастую и содержат их. И ради любви или свободы возлюбленного готовы пожертвовать всем: от доброго имени до драгоценностей.
 
Ольга Севрюгина
Автор фото: Георгий Ахадов
 
Версия для слабовидящих