В Нижегородском театре драмы им. Максима Горького заслуженный артист России Александр Сучков поставил пьесу современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса "Ветер шумит в тополях".

Жеральд Сиблейрас – успешный автор. Его пьеса, написанная в 2000-е, сразу же стала востребованной у европейского зрителя и была удостоена различных премий.

Сама постановка необычна для драмтеатра. Возможно, тем, что на сцене всего лишь три героя, и подобная камерность не так уж и характерна для театра. Хотя можно припомнить еще одну работу А. Сучкова – «Метод Гронхольма», где четыре действующих лица. НО в пьесе психологический конфликт развивается в современном офисе - и зрителю комфортно быть наблюдателем за некой безысходностью офисного существования.

А тут в постановке режиссер берет тему другой безысходности. Место действия пьесы: Дом ветеранов Первой Мировой войны, действие происходит в 1959 году. Одиночество используется как образ, так как в самом деле о ветеранах заботятся, им устраивают дни рождения, они могут гулять по округе. Безысходность заключается в том, что все они больны.

И еще вопрос: кому адресован спектакль? По признанию режиссера, сюжет пьесы, наполненный нежностью и любовью к человеку, близок любому зрителю, независимо от возраста.

Сам автор, Жеральд Сиблейрас, обозначил жанр пьесы как героическая комедия. Собственно, в этом ключе и разворачивается действие спектакля.

Французский шарм – «юмор по отношению к себе», убедительно сквозит как в актерской, так и в режиссерской работе.

Удачен актерский ансамбль: Юрий Фильшин и заслуженные артисты России Анатолий Фирстов и Николай Игнатьев легко сыгрались, что подтверждает с первых минут спектакля разыгранный этюд с мухой, которую они «всей командой» играючи сдувают. Также весело они играют в кораблики, скорее демонстрируя нам задор и радость общения самих артистов…

После довольно «жесткого» дяди Вани (спектакль «Дядя Ваня») было интересно увидеть Анатолия Фирстова в роли героя войны с застрявшим в черепе осколком снаряда. Его Фернан настолько неожиданно падает в обморок, что часто создает комические ситуации. Как и в случае, когда во время похорон он свалился в могилу вместо покойника…

Густав Николая Игнатьева (к старости слегка помешавшегося) поначалу настораживает своим рассуждением: «Сентябрь, октябрь - агония, ноябрь - уже погребение... А самый дурацкий месяц - это декабрь: Рождество! В январе и феврале промерзаешь до костей... Март и апрель - сплошное надувательство: обещаний много, а толку мало... Потом снова начинается гадость: май, июнь, июль...»

Затем выясняется способность на ходу сочинять талантливые послания, а также быть мечтательным. Только он слышит шум тополей, стоящих вдали: «Там в тополях, ветер шумит постоянно, а здесь нет ни дуновения. Вот уже шесть месяцев, как я здесь, и верхушка тополя непрерывно качается от ветра. Будто механизм вечного движения».

Эта тема позволяет «патентованному психу» подружиться с ветеранами, ежедневно отдыхающими вместе с ним на террасе. Густав, вопреки своей боязни куда-либо ходить (его ежедневный маршрут: столовая и терраса), мечтает сбежать. И ему удается героический дух, навеянный тополями, вселить в друзей.

Наибольшая удача в этой постановке - ветеран Рене в исполнении Юрия Фильшина. Актер убедительно создает образ бравого героя (с учетом, что его здоровье подорвано войной - вместо ноги стоит протез). У него и костюм «с боевой выправкой» (художник по костюмам Марина Печекладова); и несмотря на «полторы ноги» именно он репетирует марш-бросок к манящим тополям, забрав бразды правления над беспомощными товарищами. Именно Рене активно изучает округу, где кроме кладбища по соседству есть еще и городок.

Автор пьесы не мог оставить своих героев без разговоров о женщинах. Герой Ю. Фильшина трогательно откровенничает о мимолетной влюбленности в молодую женщину. Кстати, ее он видел лишь несколько минут во время прогулки, ох уж эти военные! Один советует Рене начать знакомство с шутки, другой – брать штурмом, а закончивается все спором и пикантными подробностями из прошлого.

Еще нюанс – герои войны приручили собаку – каменную статую, стоящую на террасе.

Как им удается настолько активно проявлять себя, можно оценить, лишь посмотрев спектакль.

P.S. Так принято, что мы изучаем историю Второй мировой войны, а та, Первая, где-то в далеком прошлом… И только в 2014 году по случаю столетия Первой мировой войны в Европе проходили официальные мероприятия, было показаны документальные фильмы о широкомасштабном вооружённом конфликте, в который были втянуты 38 государств, и по данным историков, свыше 74 млн. человек.

Даже с этой стороны любопытно посмотреть и послушать ветеранов, знавших, почем фунт лиха.

 

Автор материала: Лана Ладушкина
Фото: Георгий Ахадов

Версия для слабовидящих