10 и 11 октября 2015 года Нижегородский государственный академический театр драмы имени М. Горького представил зрителям премьерный спектакль «Павел I» по пьесе Дмитрия Мережковского. Режиссером-постановщиком спектакля выступила Елена Невежина, сорежиссером стала Раса Торнау. На пресс-конференции, посвященной премьере «Павла I», создатели спектакля и артисты театра рассказали о том, как шла работа над постановкой.

Как было отмечено, Нижегородский театр драмы искал материал для новой постановки, которую можно было представить на Горьковском театральном фестивале, среди произведений Серебряного века. Режиссеры могли выбрать из произведений М. Булгакова, В. Маяковского, М. Цветаевой, Д. Мережковского и зарубежных авторов. Выбор пал на «Павла I». «По первому образованию я историк, и свой диплом писала о кругах, близких к символистам, — рассказала Елена Невежина. — Именно мое первое образование подтолкнуло меня в режиссуру, и в этом спектакле мне было интересно соединить два своих жизненных пути».

Сначала режиссеры воспринимали пьесу как историческую драму, но затем увидели, что текст наполнен философией, поэзией. «Каждое слово наполнено смыслом и охватывает целые эпохи, — считает Раса Торнау. — Эту пьесу мы рассматриваем в проекции искусства и философии, искусства и власти. Мы так построили спектакль, что первый акт — это комедия, как жанр, а второй – трагедия. Там нет драмы, нет человеческих переживаний, здесь страсти в абсолюте, как у Достоевского. Это очень трудно играть».

Спектакль описывает последние три дня жизни Павла I и посвящен теме общечеловеческого выбора, а вернее невозможности выбора. Окончательное решение заговорщиков убить или не убить Павла должен принять первенец императора — Александр. От его выбора зависит не только его будущее, но и будущее всей страны. Метания Александра, сумасшествие Павла, разговоры заговорщиков в кулуарах — все это и составляет сюжетную основу спектакля, который построен на диалогах.

Художник-постановщик Дмитрий Разумов из Москвы также с удовольствием занялся новой работой: «Это подарок судьбы. Я очень люблю эпоху раннего ампира, не перегруженную наполеоновскими аксельбантами. Это второе возвращение античности». Совмещение исторических мужских костюмов и невесомых женских нарядов, по его мнению, было более выгодным, чем исключительное следование исторической достоверности при создании костюмов.

Как рассказал художник, первый вариант оформления сцены режиссеры категорически отвергли, второй вариант, построенный на совмещении черного цвета и оттенка слоновой кости с небольшими вкраплениями белого, красного, синего и золотого, был одобрен. При этом Дмитрий Разумов не стал воссоздавать интерьеры Михайловского замка, в котором жил Павел I, решив поместить посередине сцены макет здания, который одновременно символизирует собой место для жертвоприношения.

Все создатели спектакля отмечают, что артисты нижегородского театра — а их в спектакле почти 30 — работали с интересом, и в постановке не получилось маленьких ролей. Каждый персонаж — важная часть спектакля. «Есть еще одно действующее лицо — атмосфера, — уточняет артист Сергей Блохин. — И если она есть, спектакль „выстрелит“, если нет — не получится». Эта атмосфера напряженности, предчувствия, что что-то произойдет, поддерживается музыкальной частью. Основной музыкальной темой спектакля стало «Болеро» Равеля. Другие сюжетные линии спектакля иллюстрируются произведениями Глюка и Вивальди.

Напомним, спектакль «Павел I» закроет VII Российский театральный фестиваль имени М. Горького, который состоится с 16 по 23 октября 2015 года.

Светлана Чернова. Фото Андрея Абрамова.

Версия для слабовидящих