В минувшие выходные в Нижегородском театре драмы прошла яркая премьера. Спектакль "Павел I" сразу же назвали одной из самых значимых постановок последних лет. Еще бы, ведь он получился, во-первых, очень красивым и музыкальным, во-вторых, злободневным, и, в-третьих, что немаловажно - совсем нескучным. Кстати, пьеса классика Серебряного века Дмитрия Мережковского, по которой и поставлен спектакль, в свое время была запрещена к показу.
Вне истории
О том, как рождался спектакль, о некоторых закулисных подробностях, а также о том, нужна ли России монархия и как проводили постановщики время вне репетиций, "НН" поговорили с создателями спектакля, московскими режиссерами Еленой Невежиной и Расой Торнау.
- Спектакль только что закончился. Как вы думаете, премьера удалась?
- Ну, это, конечно же, решать, прежде всего, зрителю - отвечает Раса Торнау. - Сегодня после премьеры мы уже провели "разбор полетов" с актерами. Ведь мы уедем, и спектакль будет играться без нас, и хочется, чтобы он жил своей хорошей жизнью.
- А почему вы выбрали именно "Павла I"?
- Это очень интересная пьеса. И поэтичная, - продолжает Елена Невежина. Но беда нашей страны в том, что у нас совершенно не отрефлектирована наша история. Когда закончился Советский Союз, никакого переосмысления нашей истории и внятного взгляда на прошлое так и не было сделано. Поэтому нам бесконечно важно обращаться к этому и думать, думать... Мы не делали исторический спектакль. Знаете, когда-то так охали-ахали от Серебряного века, который долгое время у нас в стране был под легким флером полузапрета. Но никто толком так и не переосмыслил все, созданное тогда. А ведь тогда было столько передумано! И не надо забывать, что вся трилогия Мережковского, куда входит и пьеса "Павел I", создавалась в предреволюционные годы, когда многие события виделись совсем по-другому. Мережковский выбрал трактовку, которая очень расходилась с официальной точкой зрения…
Без лишних персонажей
- Поговаривают, что исполнитель главной роли Павла I поначалу у вас был другой.
- Да, действительно его должен был играть другой актер, но в результате сыграл Евгений Зерин. У него душа ребенка, как и у Павла, он очень искренний. Он молча слушает, а потом идет и делает, как надо. Вообще со всеми актерами работать было замечательно. Они податливые очень. И очень отзывчивые. Скажешь два слова - все сразу ловят. Здесь нет ни одного лишнего персонажа, - утверждает Раса Торнау.
- Несколько лет назад на экраны страны вышел фильм "Павел I" с участием Виктора Сухорукова. Вы смотрели его?
- Кино, конечно, смотрели. Это добротный исторический фильм, и актеры играют в традиционном "психологическом" ключе. А мы хотели открыть, прежде всего, суть героя. У Павла, например, - душу ребенка. У императрицы - душу матери, напоминающей генеральшу Епанчину из "Идиота" Достоевского. Это трагикомедия - самый высокий жанр, и это очень трудно играть.
- В постановке немало размышлений о монархии в России. А как вам идея ее возрождения?
- Монархия в России? Нет, это все исторические спекуляции. А я вообще анархистка, - улыбнулась напоследок Елена Невежина.
Оксана ЗЕМСКАЯ. Фото с сайта театра Драмы.
Справка "НН"
Елена НЕВЕЖИНА - режиссер. Окончила истфак МГУ и ГИТИС (мастерская Петра Фоменко). Сотрудничает с театром им. Маяковского, с театром-студией под руководством Олега Табакова. На площадке МХТ имени Чехова поставила спектакли "Гримерная" и "Дыхание жизни". В пермском театре "Театр-Театр" недавно поставила спектакль "Географ глобус пропил".
Раса ТОРНАУ - актриса, режиссер и педагог. Родилась в Вильнюсе в семье писателя и директора библиотеки университета. В 80-е годы играла в студии пластической импровизации "Театр Импровизации Союза Театральных Деятелей СССР" под руководством Олега Киселева. Окончила ГИТИС (курс Анатолия Васильева), играла в театре "Школа драматического искусства".
Кстати
На премьеру "Павла I" специально приехал известный по многим фильмам и сериалам актер Николай Чиндяйкин. Муж одной из постановщиц спектакля решил поддержать творческую группу. Весь вечер актер аплодировал нашим артистам, а в кулуарах признался, что постановка ему очень понравилась.