Мистицизма постановке добавили новые технологии в декорациях

С 16 по 22 октября нижегородцы смогут оценить работу служителей Мельпомены из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и Тюмени. Закрывать фестиваль будет премьера нынешнего сезона – постановка  Елены Невежиной «Павел I». Первые зрители смогли познакомиться с этим спектаклем в минувшие выходные.

Кровавая история, развернувшаяся на сцене, относит зрителя к далеким событиям начала XIX века, когда готовился заговор против императора. Военный губернатор Петербурга граф Пален (его играет Сергей Блохин), главный инициатор переворота, втягивает в него всех членов императорского семейства. Сыну Павла – князю Александру (его роль исполняет Иван Бычков), наследнику престола, - граф внушает мысль, что убив отца, он спасет не только своих близких, но и всю Россию. И, при всем страхе перед отцеубийством, Александр не способен противостоять главному заговорщику.

- Человек здесь буквально погружен в ситуацию выбора, - передает мысль режиссера заслуженный артист России Сергей Блохин, - точнее сказать, невозможности сделать выбор. Вот как Александру понять: убивать отца или нет?

Место действия спектакля, как отмечают сами создатели, весьма символическое. 

- В Михайловском замке, фактически происходит жертвоприношение, - размышляет художник-постановщик, - мистическое пространство, в котором витает вопрос: чья кровь прольется.

Передать эту атмосферу постарался художник-постановщик Дмитрий Разумов. Он предложил  для создания декораций новые технологии и материалы, с которыми наш театр раньше не работал.

- Для меня работа над этой постановкой подарок судьбы, - поделился с журналистами Дмитрий Разумов, - я очень люблю эпоху раннего ампира, в ней есть прозрачность, эфирность, возвращение к античности.

Потрясающая игра актеров буквально бьет по нервам. Павел I, император, самодур, поклонник муштры, в исполнении Евгения Зерина предстает то «сумасшедшим с бритвой», то испуганным никем не любимым мальчиком, то отцом, ожидающим гибели от руки сына. Все это буквально сводит его с ума. А граф Пален старательно подливает масла в огонь, умело стравливает Павла с его близкими.

Музыка, танцы, декорации – все это, как чеховское ружье, которое непременно выстрелит, создает тревожную атмосферу, где цареубийство становится неизбежным.  

Прочувствовать атмосферу эпохи и трагичность истории императорской семьи нижегородцы теперь смогут 22 октября.

Вера Новикова

Зацепило!

Рецензия с сайта театра драмы

После спектаклей нашего драмтеатра у меня часто возникает ощущение того, что я за вечер прошла краткосрочные гуманитарные курсы повышения квалификации. Вчера после «Павла I» это чувство было особенно сильным.

Поставленный москвичами по драме Дмитрия Мережковского, этот спектакль всколыхнул город. У нас было много других удач, но это прорыв в новое смысловое пространство, воспитывающее и возвышающее зрителя, которому надо не глотать увиденное, а тщательно пережевывать понятое, чтобы еще и еще раз вернуться «Вперед в историю!». Это направление наметилось еще в «Вишневом саде», заставившем вздрогнуть в тревоге за Россию. Сюда же относится «Третья правда, или История одного преступления».
Теперь вот новый подступ. Да, этот спектакль поставлен в русле «нового историзма», в котором реконтекстуализация момента означает гораздо большее, чем деконструкция всего исторического и художественного процесса, объявленная постмодернизмом Откровением нового времени. В этой многослойной постановке каждый уровень имеет свой контент и свою ценность.
Прежде всего, это режиссура (Елена Невжина). Она так выразительно выстроена, подстроена под символизм Д. Мережковского и надстроена над всем корпусом спектакля, что, кажется, можно любоваться увиденным бездумно-восхищенно под аккомпанемент ритма малого барабана «Болеро» М.Равеля. И хореография на эту музыку многозначна и звучит как тема Воланда у Юрия Кары.
Но главный уровень, конечно, - содержательный. Увиденным должна быть довольна активно-либеральная часть нашего общества. Если воспользоваться аналитическим принципом тождественности, то здесь можно увидеть много сверхактуального. Макс Вебер говорил, что Новый мир пронизан идеологией расколдовывания мира. Павел I – это в каком-то смысле персонаж демистификации нашей истории.
У древних греков были, как известно, музы (Клио, Мельпомена, Талия и др.). В новом театре некоторые из них остались, но дополнились новыми – История, Эротика, Политика, Экономика, Эзопика, Эстетика как новая чувственность выражаемых смыслов. Зритель волен пойти за своей Музой.

Многое найдут для себя и патриоты. Владимир Путин в недавней встрече с учителями размышлял о природе лермонтовских строк: «Прощай, немытая Россия! Страна рабов, страна господ…» И в этом направлении также отчетливо видится идея спектакля.

Пищу для сердца найдут и те, кто вслед за Константином Бальмонтом прошепчут:

Мне кажется, что я не покидал России,

И что не может быть в России перемен.

И голуби в ней есть. И мудрые есть змии.

И множество волков, И ряд тюремных стен.

Но есть и еще третий постановочный уровень – актерского творчества. Мне очень понравился Евгений Зерин в образе главного героя. Выразительна и характерологична Мария Федоровна (Т. Кириллова). Новыми гранями открылся Сергей Блохин (граф Пален). Иногда он работает за счет фактуры, но вчера мне удалось видеть его лицо. Всю свою роль он провел на органике, с использованием спектра психологической выразительности.

И как не порадоваться силе актерского братства, когда мастера (А. Мюрисеп, А. Сучков, Ю. Котов, А. Фирстов и др.) создают сценическое окружение во всю силу своего профессионального масштаба!
Вера Фортунатова

Версия для слабовидящих