В конце года принято подводить итоги. И в этом году делать это особенно приятно, потому что он оказался очень богатым не только на культурные события, но и на действительно весомые достижения, значимые для всех нижегородцев. Впрочем, обо всем по порядку…

Ночь литературы

То, что этот год прошёл под знаком Года литературы, конечно же, стало значительным вкладом в череду культурных событий и проектов Нижнего Новгорода: и второй литературный фестиваль «#ЧитайГорький», и Всероссийский Пушкинский праздник поэзии 5–7 июня, и форум «Литературные диалоги на Дятловых горах». Все они выявили одну немалозначительную тенденцию, которая не просто наметилась, а серьёзно развивается именно в этом году и, смею надеяться, продолжит своё развитие и дальше.

Это то, что писатели, что называется, пошли в народ. Ведь что было раньше: литераторы, сидя в своих кабинетах, создавали произведения, а потом ждали, что читатели сами догадаются об их существовании и заполонят книжные магазины. А в этом году вся пишущая братия вышла на сцены, чтобы читать свои тексты. Кто-то делал это легко и с удовольствием, как великий Сергей Есенин, который, собственно, и изобрел этот велосипед – выступления и всевозможные поэтические баталии с Владимиром Маяковским, что вошли в историю. А кто-то это делал впервые и волнуясь, но дело даже не в этом.

Долгое время считалось, что со сцены органично «льётся» только поэтическое слово, поэтому и фестивали были посвящены именно поэзии. А в этом сезоне прозаики убедительно доказали, что их слово может быть и весомым, и сценичным, и интересным для зрителя, активно участвуя во всевозможных литературных диспутах, выступлениях и фестивалях. И в этом смысле самым значимым событием уходящего Года литературы можно назвать Всероссийскую акцию «Ночь литературы», которая прошла 5 сентября.

28 государственных и муниципальных учреждениий культуры Нижнего Новгорода приняли участие в этом мероприятии – театры, музеи, библиотеки – все представили обширные и разнообразные программы.

Экзистенция «Павла»

В череде театральных событий лидером этого сезона безоговорочно и с большим отрывом стал театр драмы имени М. Горького, представив спектакль «Павел I» по пьесе Дмитрия Мережковского. Да, безусловно, это спектакль для подготовленного зрителя, который должен иметь представление и о символизме, и об эпохе декаданса, чтобы полноценно насладиться и талантливым решением сценографии, и глубиной режиссёрского чутья, и даже тем, что в этом спектакле всё, абсолютно всё играло на главную идею драматурга – присутствие экзистенции во всей нашей жизни. И звук шпицрутенов, и белые атласные ленточки на тонких беспомощных шеях фрейлин, и даже Михайловский дворец, представший в виде маленького праздничного тортика, который вот-вот растащат на куски, – всё работало и на идею, и на эмоциональный настрой. И, конечно же, имело успех у зрителей. И, кстати, о зрителе – театр в очередной раз доказал, что нижегородцы имеют право и готовы к серьёзному разговору с театром.

А вот самым обсуждаемым культурным проектом Нижнего Новгорода стали Дни Венгрии, что неудивительно: монументальная скульптура, изменившая ландшафт Волжской набережной, выставка фотосупрематизма, объединившая творчество сразу трёх художников, арт-велопробег со скульптурными масками и целый праздник венгерской народной музыки и танца, ведь Дни Венгрии открылись 9 июня гастролями Венгерского государственного ансамбля народного танца – крупнейшего профессионального ансамбля страны, выступившего в России впервые. Это было просто завораживающее действо. Оно не отпускало ни на секунду, оно тревожило, и вдруг – безудержно веселило, а потом – опять вдруг – заставляло погрустить.

Возрождение «Ракушки»

И вроде бы жителям нашего города можно было бы и заскучать, но не тут-то было – уже в августе стартовал цикл бесплатных концертов «Культурные сезоны» в Александровском саду на месте легендарной «Ракушки». Нижегородцы и гости города увидели выступления лучших музыкальных коллективов Нижнего Новгорода и Нижегородской области. И что опять покорило в этом мероприятии – это его охват. И «коробейники» с загадками, дарящие всем хохломские ложки, и презентация новой коллекции модной одежды «Хохлома», которую создали Людмила Кирикова и Максим Засыпкин, и концерт Майи Балашовой. Уходя с каждого концерта, гости, обмениваясь мнениями, говорили: «Всё хорошо… Но почему так мало?» А это самый главный показатель того, что проект действительно запал в душу.

И, конечно, ещё одним безусловным лидером года стало вручение первой культурной премии «Перо Жар-Птицы» (интервью с победителем премии – на стр. 22). И для деятелей культуры здесь важны два аспекта. Во-первых, у нас достаточно много узкопрофессиональных премий. А эта премия – действительно первая такая широкая по охвату всех видов искусств. Во-вторых, существует много проектов, призванных помочь юным талантам, а «взрослая культура» многие и многие годы была обделена вниманием. Так что, можно сказать, такое начало диалога между крупным бизнесом и культурой стало настоящим новогодним подарком для деятелей искусства.

Елена МИНСКАЯ

Версия для слабовидящих