Окно с широким подоконником, лампа под абажуром, венские стулья с гнутыми спинками, круглый стол, ширма, панцирная кровать, телефонный аппарат на стене… Знаменитая пьеса Александра Володина «Старшая сестра» обрела новое воплощение на сцене Нижегородского театра драмы.
Эффект погружения
Как ни странно, театр впервые обратился к творчеству известного советского драматурга. И не прогадал. Спектакль «Моя старшая сестра» получился очень домашним, ностальгическим, тёплым и лиричным. Режиссёр-постановщик Максим Михайлов не вывернул пьесу наизнанку, а поставил традиционнейший спектакль в духе 60–70-х годов, не убоявшись сравнения с эталонным фильмом Георгия Натансона с Татьяной Дорониной в главной роли. Атмосфера времени передана здесь безупречно, точно, без гротескности, без популярного сегодня «тогда – сейчас». И это очаровывает зрителя, уставшего от бесконечных экспериментов над классикой. Эффект полного погружения в прошлое точно рассчитан художником-постановщиком Алексеем Улановым и художником по свету – лауреатом «Золотой маски» Денисом Солнцевым, который почти неуловимыми переходами света и цвета создал нежнейшую ауру спектакля.
Фейерверк эмоций
Великолепна в роли старшей сестры Нади Мария Мельникова. Она создала образ глубокий, цельный, наделённый фейерверком чувств и эмоций, которые то тлеют под маской степенности, то прорываются наружу с вулканическим эффектом. Чего стоит только залихватский танец перед потенциальным женихом Володей – трогательным стеснительным чудиком, сыгранным Евгением Зериным с большой долей юмора и нежности. Искрятся иронией сцены с тайным ухажёром Огородниковым, мастерски сыгранным Сергеем Кабайло. А сколько трепета и понимания в дуэте сестёр – Нади и Лиды (Маргарита Баголей). Маргарита точно показала в спектакле эволюцию своей героини: от наивной мечтательницы до расчётливой интриганки, в финале приходящей к глубокому раскаянию. Молодым актрисам удаётся позволить зрителю почувствовать себя невольным наблюдателем самого сокровенного, что может быть в сестринской дружбе, – любви, сомнений, разрывов, примирений и понимания неразрывности семьи.
История как ниточка разматывающегося петлями клубка ведёт зрителя через годы взросления героинь, показывая их в горе и радости. В спектакле хороши все, но главная, конечно, как у Володина, так и в спектакле, Надя. Знаменитый монолог «Любите ли вы театр?» она читает не столько для приёмной комиссии, сколько для публики в зале, которая сама становится этой комиссией, оценивающей глубину чувств и таланта героини. За несколько минут происходит удивительное превращение задёрганной домашними проблемами молодой женщины в порывистую, великолепную в своих эмоциях, глубокую личность. И остаётся лишь сожалеть, что обстоятельства рушат её возможный взлёт в самом начале…
Далёкие – близкие
Много ли сегодня найдётся тех, кто способен ради долга, ради счастья младшей сестры отказаться от блестящей карьеры, мечты, лелеемой годами? Скорее всего, нет. Но в глубине души веришь, что есть ещё на свете люди, способные на великие чувства, и поэтому все герои спектакля узнаваемы и понятны. И не только Надя. Юрий Фильшин, сыгравший дядю, взявшего сирот Надю и Лиду из детдома, покоряет зрителя преданностью, заботливой ворчливостью и всепрощением своего героя. Только вот пьеса и спектакль не об этом.
Он задаёт вопросы и даёт на них ответы. Почему в семье, где все пекутся о благе друг друга, в итоге всё идёт наперекосяк? Это история о том, как близкие люди могут невольно сломать жизнь друг другу. Дядя – племянницам, сестра – сестре, девушка – молодому человеку, муж – жене. И о том, как важно не искалечить жизнь самому себе, не отказаться от своего призвания. Всё туже и туже запутывается клубок противоречий на сцене. Зрители узнают в героях себя. Одни радуются, что в своё время не допустили ошибок героев и шли к своей мечте, забыв про условности. Другие вздыхают, понимая, что оказались в ловушке «так положено» и прожили не свою, а чужую жизнь. А третьи понимают, что им нужно сделать прямо сейчас, чтобы благие намерения не привели их к краху. И пусть шестидесятые годы уже давно ушли, мысли и чувства сегодняшнего поколения не намного отличаются от предыдущего. Поэтому и возвращается с триумфом на сценах России Володин к зрителям, стремясь уберечь их от жизненных ошибок.
 
Ольга Севрюгина
Версия для слабовидящих