«Я купил книгу рассказов Аверченко, написанных за границей, в киоске „Союзпечать“ на площади Минина. В этом сборнике также было две повести — „Шутка мецената“ и „Подходцев и двое других“. Во вторую я просто влюбился. Повесть понравилась мне и тем, что она абсолютно аполитична — в ней нет упоминаний ни о революции, ни о
Изначально Анатолий Петрович сам планировал сыграть одного из трех главных героев. Роли его приятелей должны были исполнять актеры Юрий Аксентий и Владимир Фоков. С инициативой поставить «Подходцева…» Фирстов обратился к художественному руководителю и директору театра Владимиру Вихрову. Он предложил работать над пьесой самостоятельно, но в
«Потом Аксентий умер, а Фоков уехал, да и я состарился. Затем у меня появилась другая идея. Я видел в главных ролях Алексея Хореняка, Сергея Блохина и Сергея Кабайло. Это тоже была бы хорошая троица. Но не случилось, потому что все они были уже в зените славы и не могли работать самостоятельно. Я сохранил инсценировку в своем архиве, и спустя много лет, в 2015 году, я наткнулся на музыку команды из Бельгии и понял, что именно она должна звучать в этом спектакле. Затем в театр пришел молодой артист Андрей Соцков, и опять все сложилось. На роли его друзей Громова и Клинкова я предложил Евгения Зерина и Валентина Ометова», — рассказал Фирстов.
По его словам, инсценировку пришлось несколько переработать и сократить, и директор театра Борис Кайнов одобрил идею. Кстати, по иронии судьбы, в этом году повести «Подходцев и двое других» исполняется ровно сто лет. Жанр спектакля Анатолий Фирстов изначально определил как «ностальгическая комедия». Текст пришлось сократить, убрав некоторые главы, однако, режиссер включил в постановку сцену из другого рассказа Аркадия Аверченко.
Песни к спектаклю написал нижегородский композитор Михаил Хейфец на стихи Саши Черного, Ивана Бунина и неизвестного автора начала
«Все, что я придумал, художник профессионально воплотил на сцене. Что касается костюмов, то у Аверченко все прописано», — пояснил Фирстов.
Спектакль станет дебютом для семилетней Саши Зериной, дочери актеров театра Евгения Зерина и Марии Мельниковой. Она сыграла роль маленькой Вали, с которой довелось нянчиться Подходцеву с приятелями.
«Саша очень артистична, нам прекрасно работалось вместе. Я давно присматривался к ней, и родители дали согласие на ее участие в постановке. Были маленькие огрехи, Саша тихо говорила, но главное, что она очень серьезно отнеслась к постановке. Она переносит все тяготы каждодневных репетиций. Сейчас, когда в школе начались каникулы, девочка ходит на работу наравне со взрослыми актерами», — отметил режиссер.
Исполнители главных ролей также отметили дружескую атмосферу, которая царила не только на сцене, но и за кулисами.
«Мы с Анатолием Петровичем давно знакомы. Когда я только пришел в театр, он сразу взял меня под крыло. Я часто говорю и в шутку, и всерьез, что именно он воспитал меня, как артиста. Мы понимаем друг друга с полуслова, и работалось с ним очень легко, так же, как и с другими ребятами. С Валентином Ометовым мы вместе учились. Андрей Соцков пришел недавно, но он сразу влился в наш коллектив. Некоторые молодые артисты очень долго „притираются“, но это не тот случай», — отметил исполнитель роли Клинкова Евгений Зерин.
Анатолий Фирстов также добавил, что Зерин предложил немало актерских находок, которые вошли в спектакль, как, впрочем, и другие артисты.
«Я счастлив, что это не фильм, иначе работа быстро бы закончилась. Мне нравится все это делать вместе с ребятами, мы уже привыкли друг к другу, и после каждой репетиции на душе остается
«Подходцев и двое других» завершит
Автор: Надежда Кей (Фото автора)