В последний день сентября в Нижегородском академическом театре драмы имени Горького зажглась новая звезда - спектакль "Тот самый Мюнхгаузен".

Давнее желание заслуженного артиста России Сергея Блохина сыграть Мюнхгаузена в спектакле по пьесе Григория Горина было поддержано. Для постановки спектакля мечты пригласили москвичей: режиссера-постановщика Елену Невежину и художника-постановщика Дмитрия Разумова, чью совместную работу нижегородцы могли видеть в спектакле "Павел I".

Ведущим визуальным образом спектакля стал шар, означающий сразу несколько ключевых образов: ядро, на котором летал наш герой, маятник часов, разбросанные по сцене планеты. Очень удачной оказалась работа композитора Марины Собяниной (Берн, Швейцария): из прихотливого сочетания звуков, мелодий и песен она создала единое современное музыкальное оформление. Плюс безусловным удовольствием для театралов обернулось возвращение актера Олега Шапкова из столицы в родной театр драмы. Словно линии судьбы на ладони, в спектакле удачно пересеклись пути создателей премьеры.

С первых же минут действия спектакль завораживает зрителей тайной и переносит в неведомое пространство дома барона, где живут собственно барон, его возлюбленная Марта (Вероника Блохина) и невозмутимый преданный слуга Томас (Евгений Зерин). Человек реалистического склада, попав в этот странный замок, способен испугаться и сделать категоричные выводы о его обитателях. Именно это случилось с Пастором (Валентин Ометов). Хозяин дома щеголяет в парике и камзоле, то есть явно одет по моде XVIII века, но его окружают наши современники. С помощью намеков и подсказок происходит очевидная трансформация жанра спектакля от комической сказки к социальной сатире.

Мюнхгаузен, словно режиссер разыгрываемой собственной истории, увлекает окружающих верой в чудеса и живет в удивительных мирах: шизофрения это или нет - предстоит решить зрителям. Легкость оперирования историческими именами, с которыми он общался, рассказы о перемещениях во времени как о норме способны кого угодно вывести из себя. Даже его друга Бургомистра (Олег Шапков) эти фантазии временами бесят. Что уж говорить о законной супруге - холодной светской красавице Якобине (Наталья Кузнецова)? Выдержав 20 лет брака, она сбежала с сыном-неврастеником (Андрей Соцков) от мужа два года назад. И каждого из супругов устраивает семейная жизнь в фигуре многоугольника, когда каждый имеет неофициальную любовь на стороне. Вот только милой Марте для полного счастья не хватает одного - законного брака с бароном. А это возможно исключительно через развод, не одобряемый церковью.

Две сцены в суде феерически украшают спектакль. Мудрый дедушка Судья (Юрий Фильшин) заплетающимся языком будет вести дело Мюнхгаузена. Противопоставляется ему адвокат Рамкопф (Иван Старжинский), молодой циничный делец. Быть может, в первом акте покажется, что барон проиграет - не в суде, но доводам разума. Как большой ребенок, разочарованный и уставший, он смирится с необходимостью жить как должно... Но не торопитесь с выводами. Вас ждет вторая часть - не менее увлекательная и динамичная!

Комментарий
Елена Невежина, режиссер-постановщик:


- Лично для меня фильм Марка Захарова - классика моего детства. Блестящий текст, блестящие артисты. Фильм своего времени. Но все понимают, что он снят по сценарию, который несколько отличается от пьесы Григория Горина. В пьесе, к примеру, Мюнхгаузен - это усталый человек 50 лет...

Больше скажу. Лично во мне завибрировал не столько текст Горина, сколько фигура Мюнхгаузена. Думаю, сам Григорий Горин до конца не понял, за какую тему он взялся... Мне кажется, что образ барона намного шире и глубже, чем в пьесе. Она написана в 1974 году. Может быть, именно сегодня, спустя более сорока лет, и Мюнхгаузен, и пьеса обретают новые смыслы.

Мюнхгаузен - кто он такой? Фантазер, враль, человек, опередивший время? Кто? Мы до конца не понимаем. Отсюда и анекдоты, "синдром Мюнхгаузена" - есть такая болезнь. При его имени мы все расплываемся в улыбке. В нем есть некая магия. В этом мы пытаемся разобраться.

Конечно, и на текст смотришь иначе. Еще и потому, что сегодня хочется говорить о важном иносказательно, иронично. Иначе - напрямую - не получается. И не воспринимается.

Версия для слабовидящих