Макбет (16+)
Над спектаклем работали:
Режиссер-постановщик – лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Геннадий Шапошников
Сценография и костюмы – лауреат премии города Нижнего Новгорода Борис Шлямин
Художник по свету – лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Сергей Скорнецкий
Режиссер по пластике – Ольга Семаева
Спектакль-участник:
- ХI Российского театрального фестиваля им.М.Горького. Премия имени Народного артиста РСФСР Н.А. Левкоева присуждена засл. арт. РФ Сергею Блохину за исполнение роли Макбета (Нижний Новгород, 2023 г.).
- Областного фестиваля «Премьеры сезона». Премия фестиваля «За творческое содружество» — Геннадий Шапошников (режиссер-постановщик) и Борис Шлямин (сценография и костюмы). Заслуженный артист РФ Сергей Блохин награжден Творческой командировкой Союза Театральных Деятелей России «За исполнительское мастерство в раскрытии образа Макбета в спектакле «Макбет».
За последние 100 лет «Макбета» не было на сцене Нижегородского театра драмы. Ставились «Гамлет» и «Отелло», «Ромео и Джульетта» и «Ричард III», другие шекспировские пьесы, но не «Макбет». Современная постановка – знаковая и значимая веха в истории театра.
В тексте одной и той же пьесы, тем более такого великого автора как Шекспир, можно найти множество смыслов и расставить самые разные акценты: кто-то на театре превращает «Макбета» в рассказ о кознях потусторонних сил, кто-то анализирует действия леди Макбет, кто-то повествует о кровавых ужасах истории.
Режиссёр Геннадий Шапошников за точку отсчета берет не конфликт исторических личностей, а трагедию человека, которому посулили великое будущее и который не в силах устоять перед соблазном его приблизить, преступив все нравственные законы.
«Я вижу в этой пьесе миф о том, как дьявол внутри человека искушает его каждый день, – говорит режиссёр.– И мне интересно понять, каковы запасы прочности человека, исследовать пределы человеческих возможностей в невозможных ситуациях».
Сценография также отсылает зрителя к древним мифам и легендам. В холодно-«потустороннем» свете предметный мир сцены глубоко символичен и подвижен: что сулит человечеству открытый в очередной раз «ящик Пандоры»?..
Шекспир и вслед за ним театр рассказывают вовсе не историю из XVII века. Они говорят о нас, о нашей жизни, о том, что на её дальнейший ход влияют каждый наш поступок и каждая мысль… У нас – «Макбет»! Одна из самых грандиозных и мистических трагедий великого английского драматурга.
Из жизни пьесы:
«Макбет» датируется 1605-1606 годами. Прижизненных изданий трагедии не было (впервые напечатана в шекспировском сборнике 1623 года), но ставилась она постоянно. При жизни Шекспира немалую роль в успехе пьесы играл фантастический, демонологический элемент. Но через несколько десятилетий мистическая сторона представлялась уже иначе: с 1663 года шекспировские ведьмы стали петь и танцевать.
Российские зрители впервые – полностью на русском языке – смогли увидеть «Макбета» в 1890 году. В период царствования Николая I постановка пьесы неоднократно запрещалась («Макбет» был в России под особым запретом до 1860 года).