20.10.2019.

Хроника фестиваля. День шестой. Два Максима и своевременные мысли

 
Шестой (переломный, «экваторный») день фестиваля был ознаменован двумя горьковскими постановками московских театров.

Российский государственный академический молодежный театр (РАМТ, г. Москва) привез в Нижний спектакль по рассказу М. Горького «Коновалов», а Московский драматический театр «Сфера» – классических «Дачников» Горького-драматурга. Обе постановки были поставлены к 150-летию Горького, обе вызвали большой интерес – правда, каждая у своей аудитории.

Постановка «Коновалов» именовалась в афише «дружеской человеческой беседой». Камерный зал Учебного театра Нижегородского театрального училища подошел под эту режиссерскую задачу как нельзя лучше – в небольшом зале зрители первого ряда находились от актеров на расстоянии вытянутой руки! И каждый актерский штрих, каждый взгляд тут же находили ответ в зале, полностью оправдывая заданный постановкой жанр. Режиссер Олег Долин дополнил в спектакле рассказ раннего Горького «Коновалов» «Несвоевременными мыслями» позднего периода. В результате разговор получился трехуровневый – зритель сначала сопереживал Коновалову, потом вместе с Максимом переосмысливал его судьбу, и уже вместе с Горьким размышлял о роли прогрессивной интеллигенции в истории России и судьбах людей. Очень доверительный и своевременный получился разговор…
 
Кстати, у Московского драматического театра «Сфера» идея единого пространства, «сферы общения», является основополагающей! В столице это единственный театрс архитектурой зрительного зала в виде амфитеатра, уникального по возможностям трансформации. Театр был создан в 1981 году известной актрисой и режиссером, народной артисткой России Екатериной Ильиничной Еланской, которая отказалась от разделения на сцену и зал, «закольцевав» актеров и зрителей. Театр по возможности продолжает эту традицию и на гастролях.

В Нижегородском театре драмы герои горьковских «Дачников», поставленных народным артистом РФ и главным режиссером театра Александром Коршуновым, разыгрывали сцены и в свете рампы, и в зрительских проходах, погружая зал в атмосферу писательской дачи, где все бурлит и говорит, но все при этом одиноки… «Этот разговор о миссионерских задачах, которые всегда лежали на русской интеллигенции», пришелся по вкусу жюри.

Темы же «Дачников» и «Коновалова» – двух постановок таких разных режиссеров – удивительным образом переплелись в ткани фестиваля.