Власть тьмы (16+) (фестиваль)

Купить билет на 17 октября Скоро в продаже Мероприятие прошло
Л. Толстой

Продолжительность спектакля 1 час 50 минут без антракта

 
IX-й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ им. М.ГОРЬКОГО "В НАЧАЛЕ ВЕКОВ. XX. XXI."

Национальный театр Белграда (Сербия, г. Белград)

Перевод – Йован Максимович
Режиссура – Игор Вук Торбица
Обработка – Тиана Грумич. Игор Вук Торбица
Художник-постановщик – Бранко Хойник
Художник по костюмам – Марина Вукасович Меденица
Композиторы – Ненад и Ален Синкауз
Подбор музыки – Ненад Синкауз
Драматурги – Молина Удовицки Фотоз и Тиана Грумич
Сценические эффекты – Мирослав Лакобрия
Педагог по сценической речи – Лиляна Мркич Попович
Исполнительный продюсер – Ивана Ненадович
Продюсер – Неманйа Константинович
Оператор по свету – Миодраг Миливоевич
Грим – Драголюб Йеремич
Заведующий постановочной частью – Зоран Мирич
Звукооператор – Тихомир Савич и Роко Мимица

 

За несколько лет до того, как Лев Николаевич Толстой написал пьесу «Власть тьмы», в российской глубинке произошла реальная история, когда некий человек на свадьбе своей дочери публично признался в совершенных им преступлениях и покаялся. Как отметил Толстой в своем дневнике, он приступил к созданию «Власти тьмы» в 1885 году, вдохновленный этим происшествием. Если принять во внимание то, что дало толчок к написанию пьесы, а также ее название, то неудивительно, что она была запрещена в России до 1902 года, пока Толстой не согласился переписать отдельные сцены.

Говоря об искусстве, Толстой видел его цель в передаче эмоций и считал средством общения между двумя субъектами – один из которых испытывает что-то, переживая эмоции, а другой наблюдает, получая определенные импульсы, и сам начинает что-то чувствовать. Однако Толстой утверждает, что ошибочно думать, будто бы задача искусства заключается в передаче только положительных эмоций и в формировании приятных ощущений у зрителя. Напротив, Толстой говорит, что эмоции, которыми искусство должно «заражать» своего зрителя, могут быть самыми разными: сильными и слабыми, добрыми и злыми, возвышенными и низменными, потому что все они – без ограничений – принадлежит искусству. Уже по названию пьесы можно судить, какие эмоции заложены автором и какие чувства они могут вызвать у зрителя.

«Власть тьмы» - это история крепостного крестьянина Никиты, молодого человека, сбившегося с пути, который совершает преступление за преступлением. Подзаголовком пьесы стала пословица «Коготок увяз – всей птичке пропасть» – и для Никиты это лишь вопрос времени, когда он «пропадет» окончательно. Толстой не ищет психологического обоснования поступков своих героев, с легкостью предполагая, что практически каждый человек может оказаться способен на низость; кажется, он обвиняет саму бедность, из которой вышли и в которой живут его персонажи, в том, что они стали такими, какие есть.

Хотя главным героем пьесы является Никита, нельзя не вспомнить о женских образах, ведь Толстой полагает, что именно они порождают все зло, процветающее в империи тьмы. Толстой вполне однозначно дает шанс на искупление только мужчинам, в то время как для женщин (которые, по его мнению, являются причиной зла) оно невозможно. Впрочем, текст представляет достаточно доказательств того, что все люди, живущие в империи тьмы, темны сами по себе и способны на ужасные поступки.

В такой структуре пьесы, полной драматических событий и напряжения, нарастающего по мере приближения к развязке, нет места для дискуссий, трансформации характеров и неоднозначности. Основное внимание Толстой уделяет проявлениям безнравственности и зла.

Беспросветность и болезненность, изображенные в пьесе великого писателя, дали нам много возможностей для режиссерских исследований и навели на мысль, что постановка может быть мрачнее, чем сам драматургический материал.

Крайне редко случается в театре, чтобы зрители во время просмотра спектакля не находили ни одного персонажа, с которым они могли бы себя ассоциировать, которому они могли бы посочувствовать.

Мало в какой пьесе они не получают четкого разграничения между добром и злом и не могут с легкостью встать на чью-либо сторону. И совсем нечасто зрители сталкиваются с таким количеством жестокости и насилия.

Во всем этом мы, создатели спектакля, разглядели возможность показать публике людей и те обстоятельства, которые обычно скрыты от нас.