05.07.2019.

Заслуженный артист России Алексей Хореняк: 30 лет на академической сцене

В профессиональной актерской судьбе заслуженного артиста России Алексея Хореняка всего два театра. Но если учесть, что в Казанском большом драматическом театре им. В. Качалова он прослужил всего полгода, то можно сказать, что Нижегородский театр драмы в его жизни – единственный. В труппу Нижегородского академического театра драмы им. М. Горького артист Алексей Хореняк был принят в 1989 году.

Поздравляем замечательного, любимого нижегородской публикой артиста с юбилеем – 30-летием творческой деятельности на сцене Нижегородского театра драмы.

Алексей Хореняк дебютировал на сцене Горьковского театра драмы в роли Юрия (Йорика) в спектакле «Крыша» по пьесе А. Галина, который поставил Е.Д. Табачников.
 «В комнате студенческого общежития плескалась стихия молодой увлеченной игры с хохмами, розыгрышами, ироническим подкалыванием. Эту игру изобретательно и легко правил Йорик (А. Хореняк)». (Маркова Л. Путь к самим себе. Газета «Нижегородская правда» от 24.04.1991).
 
С самой первой роли актер привлек внимание своей способностью быть органичным и выразительным.

Сегодня в арсенале артиста – более 60 ролей. Талантливый мастер создает точные и яркие сценические образы в самых различных жанрах классического и зарубежного репертуара: Кирилл («Прости меня, мой ангел белоснежный» А.Чехова), Карнаухов («Конкурс» А. Галина), Сильва («Свидание в предместье» А. Вампилова), Ефимов («Фальшивая монета» М. Горького), Сабинянинов («Похищение Сабинянинова» П. Гладилина), Полозов («Вешние воды» И. Тургенева), Селифан («Похождения г-на Ч.» по М. Булгакову и Н. Гоголю), Мечеткин («Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова), Джон Смит и Бонни («Слишком женатый таксист» и «Клинический случай» Р. Куни), нотариус де Бонфуа («Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера), Мальволио («Двенадцатая ночь» У. Шекспира), Коровкин («Опискин» по Ф.М. Достоевскому).

Соединение природного таланта, хорошей актерской школы Красноярского института искусств и опыта работы в старейшем российском театре явились основой для постоянного творческого роста, позволившего актеру стать ведущим мастером сцены, заслуженным артистом России.

Сценические работы последних лет свидетельствуют о том, что актер находится в расцвете творческих сил и профессионального мастерства. Его Лыняева в «Волках и овцах» (2016 г.) можно назвать безукоризненной, глубоко индивидуальной работой, своеобразным актерским шедевром.
 
«Дуэт Глафиры Алексеевны, бедной родственницы Мурзавецкой (Наталья Кузнецова), и помещика Михаил Лыняева (Алексей Хореняк) вызвал восторг у нижегородской публики. Эти персонажи нельзя считать только комическими. Актеры наделили своих героев жизнью, историей, заботами…», - написала журналист газеты «Московский Комсомолец» в Нижнем Новгороде» Светлана Чернова.

Не менее интересным и необычным получился образ Бубнова, созданный актером в пьесе Горького «На дне». За исполнение роли Бубнова Алексей Иванович в 2018 году удостоен Премии города Нижнего Новгорода и Премии Нижегородской области имени А.М. Горького в номинации «Искусство».

Сыгранные и играемые артистом роли убеждают, что он обладает не только блестящим комедийным дарованием, но и недюжинным драматическим талантом.
Известный режиссёр Роман Самгин, пригласивший артиста на первостепенные роли в два свои спектакля («Клинический случай» и «Ключ для двоих»), считает, что актеры с таким талантом, как у Алексея Хореняка, в России наперечёт, что это артист «голливудского уровня».

Разноплановый, колоритный, внутренне подвижный артист продолжает оставаться одним из самых востребованных в репертуаре театра. В этом сезоне (2018-2019 гг.) актер занят в трех премьерах из четырех. Он со стопроцентным попаданием сыграл очень разные, важные для пьес и желанные для каждого артиста роли: Дудукин в «Без вины виноватых» А.Н. Островского, Чебутыкин в «Трех сестрах» А.П. Чехова, синьор Капулетти в спектакле «Верона. Послесловие» по пьесе Г. Горина «Чума на оба ваши дома!».

Заслуженный артист России Алексей Хореняк – лауреат премии Российского театрального фестиваля им. А.Н. Островского (за роль Петра в спектакле «Лес»), лауреат Международного фестиваля театральных капустников «Веселая коза», Российского фестиваля «Поют актеры драматических театров» и фестиваля актерской песни им. А. Миронова (в составе знаменитого Музыкального Товарищества «ХОР №»), награжден нагрудным знаком «За верность и преданность театру», Благодарственным письмом Правительства Нижегородской области, Почетным дипломом Губернатора Нижегородской области, Благодарственным письмом Министерства культуры Нижегородской области.

О достижениях артиста, о ролях Алексея Ивановича Хореняка, его интереснейшем и насыщенном творческом пути можно рассказывать бесконечно. Но давайте предоставим слово актеру и узнаем от него самого о его пристрастиях, «приятиях и неприятиях».
 
Блиц-интервью с заслуженным артистом России Алексеем Хореняком

- Алексей Иванович, вы очень музыкальный артист, какой стиль в музыке предпочитаете, кто ваш любимый композитор?
 
- Одно время я буквально «болел» Градским. Во-первых, мне очень нравится его голос, но и как музыкант он мне нравится, и как композитор. Когда появился фильм Кончаловского «Романс о влюбленных» , я как раз заканчивал школу, время первой любви… И там такая музыка потрясающая, я знал все песни из этого фильма - и сейчас могу спеть любую . Это, пожалуй, моя самая большая любовь… Из классики нравятся отдельные произведения Баха, Бетховена, Чайковского, Мусоргского, Паганини, Глюка. Не сказал бы, что раньше часто слушал классику, сейчас – чаще. В основном мне, конечно, нравятся рок-музыканты. Очень нравится джаз, но не экспериментальный, а традиционный джаз, блюз.

 
- Любимый писатель, книга любимая?

- В последнее время – книги Бориса Акунина. Но его «победил» Янн Мартел со своим романом «Жизнь Пи».

- А какое Ваше любимое блюдо? Сами умеете готовить?

- Мне нравится, как моя жена Наташа готовит лазанью. Сам я готовить умею. Моё фирменное блюдо – пироги, хотя пеку их нечасто – к каким-либо праздникам, «датам». Друзья мои пироги очень хвалят…
 
- Ваше любимое время года…
 
- Как человеку, родившемуся в Сибири, мне, конечно, очень нравится зима. Но зима «устойчивая», без оттепели, без «каши» под ногами… До окончания школы я жил в Минусинске и с удовольствием катался на коньках - не на тех, которые к ботинкам прикручиваются, а на тех, которые к валенкам привязываются… А вообще каждое время года по-своему хорошо…
 
- Какие черты характера больше всего цените в людях и какие не принимаете?
 
- Не люблю предательства в любой форме – скрытое или явное. Предавая, люди даже не представляют, какую они рану наносят… Ведь всё возвращается – и добро, и зло. Закон сохранения энергии действует, поэтому лучше быть добрым (улыбается). Доброта ведь это не сюсюканье…
А ценю… В женщине, наверное, мудрость. Мне нравятся красивые женщины, интересные, разные. Но, как говорится, в разведку я бы пошел с мудрой женщиной. Мудрые женщины дают свободу и могут безболезненно разворачивать ситуацию в нужную сторону.
 А мужчина должен быть мужчиной, а не тряпкой, он не должен ныть, жаловаться. Мужчина должен быть защитой. Мужчины - воины, добытчики, охотники, отцы.
 
- Что Вас может порадовать?

- Когда все здоровы и веселы – это уже очень хорошо. Радуюсь за удачу коллег, родных,
близких, за то, что у них что-то хорошее происходит. Я люблю радоваться за других.
 
- Можете назвать свою сильную и слабую стороны?

- К слабым, наверное, можно отнести лень, забывчивость. А сильные… Не знаю… Я люблю людей, мне с ними интересно. Некоторых людей я готов слушать с утра до ночи; преклоняюсь перед талантливыми людьми, которые что-то умеют делать по-настоящему…
 
- Ваш любимый фильм…
 
- До того, как Никита Михалков начал снимать «полотна», мне нравились все его фильмы: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Обломов», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Родня» «Пять вечеров», «Утомленные солнцем-1». Очень люблю два фильма Кончаловского – «Романс о влюбленных» и «Сибириада». Ещё нравятся фильмы Эльдара Рязанова – до «Забытой мелодии для флейты».
 
- В театре для вас что главное? И что главное, на Ваш взгляд, в профессии актера?

- В театре главное – взаимопонимание с режиссером, сотрудничество. Актер и режиссёр должны уважать друг друга, быть заинтересованы друг в друге. А в актерской профессии главное, по-моему, не просто твои эмоции, твои нервы и твоя психика, а то, вызывают ли твои эмоции, нервы и психика отклик в зрительном зале. Зрители должны сопереживать тому образу, который они видят на сцене,- жалеть, ненавидеть, любить. Думаю, что актеру надо не самолюбованием заниматься, а стараться пробуждать в зрителе живые чувства, работать для людей. Четвертой стены ведь нет…

- Продолжите, пожалуйста, фразы.Самое страшное, самое худшее перед премьерой – это…
- Когда чувствуешь, что ты что-то недоделал, что не до конца в образе.
 
- Самое лучшее накануне премьеры – это…
- Спокойствие. Когда не только за себя спокоен, но и за партнеров, уверен в них. И важно, чтобы режиссер тоже был более-менее спокоен…
 
- Самый лучший режиссер – тот, который…
-Тот, который в тебя верит и эту веру использует в нужном направлении, тот, который дает артисту свободу. Отлично, если режиссер лишает актера возможности использовать «наработанные фишки». Потому что интересно всегда новое, и порадовать можно только новым, неожиданным. И ещё мне нравится, когда режиссер так выстраивает роль, что начинается с одного, а потом образ переходит совсем в другое качество, когда комическое превращается в трагическое. Было очень смешно, а потом вдруг – трогательно и грустно до слез… Когда и ты это понимаешь, и режиссер тебе это предлагает, тогда и возникает взаимопонимание, тогда и успех, и роль получается…

Дорогой Алексей Иванович! Коллектив театра поздравляет Вас с замечательной датой – 30-летием творческой деятельности на сцене Нижегородского театра драмы. Мы гордимся Вашим прекрасным талантом и благодарны Вам за Ваше истинно творческое, яркое служение нижегородской сцене. От всей души желаем Вам бодрости духа, вдохновения, доброго здоровья, любви, тепла и нежности, профессиональных побед и семейных радостей. Новых ролей, аплодисментов и моря цветов! Добра, благополучия и счастливого «взросления» Вашей замечательной театральной семье!