22.05.2019.

Заслуженный артист России Анатолий Фирстов. «Какая чудная игра!..»

Если бы меня спросили, каким должен быть, в моем представлении, настоящий артист, я бы ответила: «Как Анатолий Петрович Фирстов». Таким же, как он, интеллигентом и интеллектуалом, любителем музыки и книгочеем, не только чувствующим слово, но и владеющим им (он прекрасным литературным слогом пишет полные фантазии и юмора сценарии и интереснейшие инсценировки). А о его остроумии и розыгрышах (кстати, всегда добрых) в театре просто легенды ходят.

Но главное, конечно, безусловный актерский талант. Анатолий Фирстов – актер до кончиков ногтей, артист от Бога.
 
Сегодня у заслуженного артиста России Анатолия Петровича Фирстова – юбилей: 40 лет творческой деятельности в Нижегородском театре драмы. С праздником Вас, Анатолий Петрович! С праздником всех нас, имеющих все эти годы счастливую возможность видеть Вас на академической сцене.
 
Фирстовскую игру описать невозможно, любые слова кажутся бледными по сравнению с увиденным. Это тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Во всех его ролях психологическая глубина, с неисчислимым количеством нюансировок, легко и свободно, без единого зазора сплетается с приемами условного и эксцентрического театра и дает ошеломляющий результат. Остается только удивляться и восхищаться, но это потом, а сначала – хохотать до слез, плакать неизвестно откуда взявшимися слезами, философски обращать взор внутрь себя в вечно длящихся попытках познать правду о человеке и мире.
 
Во всем, что касается профессии, театра, Анатолий Петрович скрупулезен, строг и… бескомпромиссен. Вспомнилось, как он работал над спектаклем «Подходцев и двое других». Работал не как актер, а как режиссер (Анатолий Фирстов режиссурой занимается давно и успешно, в родном театре поставил не один спектакль). Он сам написал инсценировку «Подходцева» по повести Аркадия Аверченко, приступил к репетициям…
 
Настало время заниматься афишей и программкой к грядущей премьере. Анатолий Петрович мало того, что сам придумал афишу, ещё и необычную программку разработал: разбив всё действие на главы, сочинил оригинальные, ироничные заголовки в духе того времени, а также решил, что написание текста тоже должно соответствовать началу 20-го века (с «ерами» и «ятями»).
 
«Только, пожалуйста, проверьте, чтобы было грамотно написано, - обратился с просьбой Анатолий Петрович, - чтобы ер и ять стояли на своих местах. Я сверял по Интернету, но там могут быть ошибки, надо бы по более надежным источникам посмотреть…» Вот это да! Взявшись за дело, я сначала решила, что это одна и та же буква, и лихо поставила везде только «ять» (или «ер»?!). Анатолий Петрович, как всегда терпеливо и вежливо, разъяснил, что это не так. «Но ведь никто не поймет, что это ошибка, – легкомысленно заявила я. – Это же старинная грамматика, её никто не знает». «Нет, – сказал Анатолий Петрович, – найдутся грамотные люди (наверное, в отличие от меня! авт. ). Так нельзя, давайте сделаем всё как следует». И я со стыдом принялась ликвидировать свою безграмотность… Но какова установка! И каков уровень, как говорится, проникновения в материал!
 
Это только небольшой эпизод из «жизни в искусстве» Анатолия Петровича Фирстова. Позволим себе процитировать несколько отрывков из готовящейся к изданию книги о нашем театре, где возникают другие эпизоды и где предпринята отчасти безумная попытка «препарировать» столь многогранную и загадочную личность как Анатолий Фирстов:
 
«… В 1979 году актер получил роль, которая принесла ему зрительскую любовь и популярность: Бальзаминов в спектакле С.Э. Лермана «Похождения Бальзаминова» по трилогии А.Н. Островского. Известный театральный критик С. Фих в своей рецензии особо отметил талантливую работу молодого артиста, написав, что А. Фирстов «проявил себя актером хорошего водевильного класса. Он легок, изящен, пластичен».
 
Этой рецензии 40 лет… Анатолий Фирстов и сегодня легок, изящен и пластичен. Он играет в 17 спектаклях текущего репертуара, причем в некоторых по две-три роли.
 
… На сцене он с 12 лет. Первым его театром была драматическая студия Дома пионеров Нижнего Тагила, где он жил до поступления в Горьковское театральное училище.
 
Желание стать артистом к нему перешло от матери Дины Яковлевны. У нее эта мечта формально не сбылась, но только формально. Душой и телом она почти всегда была на сцене: даже в свои 82 года пела в двух хорах и отбивала чечетку.
 
Город Горький Анатолий Фирстов выбрал осознанно: ему сказали, что здесь самое лучшее в России театральное училище. Поступил с первого раза. Приемную комиссию сразил его темперамент и готовность мгновенно включаться в игру – без стандартных вопросов: откуда я выхожу и что надо сделать.
 
В театральном училище Анатолий Фирстов не пропустил ни одного занятия без уважительной причины. Его принцип прост: пришел учиться – учись!..
 
Как и у каждого актера, у Анатолия Фирстова за 40 лет службы в театре случались разные «по наполненности» сезоны. Но однажды, как в сказке, появился «его» режиссер – Валерий Саркисов. И увидел в актере и Кочкарева, и Расплюева, и Муромского. Из поставленных Саркисовым 13 спектаклей он не занят только в трех…
 
Кочкарев Фирстова, «сотворившего истинно гоголевскую натуру», стал большой актерской удачей: «Анатолий Фирстов в роли Кочкарева умудряется сплавить гоголевский юмор и печаль. Его герой – вулкан бурной энергии, рассыпающейся в прах, тщетной и бесплодной», – отмечала театральный критик Е. Санина.
 
С пьесой «Дядя Ваня» у Анатолия Фирстова связано одно из самых сильных потрясений. В театре ждали приезда Саркисова, и кто-то сказал Анатолию Петровичу, что у него в «Дяде Ване» будет роль. «Я сначала не поверил. Потом стал думать, кого бы я в этой пьесе мог сыграть, – вспоминает артист. – Остановился на Вафле – обедневшем помещике, который стал приживалой у Войницких. А может, Серебряков? Дальше моя фантазия не продвигалась… А режиссер назначил меня на главную роль – Ивана Войницкого».
 
За исполнение роли дяди Вани актер был удостоен премии города Нижнего Новгорода, стал лауреатом премии «Актер России», получил признание на многих Международных и Российских театральных фестивалях…
 
Вторую премию города Нижнего Новгорода принесла ему роль Луки в саркисовском спектакле «На дне». За эту роль он также стал лауреатом Премии Нижегородской области им. М. Горького в номинации «Искусство» и Премии «Горьковский башмак» «За воплощение новых идей в творческой деятельности»…
 
Особенно неожиданным показалось предложение Саркисовым роли Муромского в «Свадьбе Кречинского». «Муромского я всегда представлял солидным, большим… Сейчас с удивлением слышу комплименты в адрес этой работы, а казалось – не мое», – признается Анатолий Петрович. «Папенька (Анатолий Фирстов) великолепен в своей наивности. Нерешительный и управляемый, он пытается хоть себе доказать свою значимость, неуверенно примеряя маску домашнего тирана. Но его робкие попытки к сопротивлению буквально трещат под напором Кречинского и очарованных им дам. Трогательный и очень жизненный образ сыгран с мастерством и юмором», – написала в своей рецензии О. Севрюгина…
 
В арсенале актера – более сотни созданных образов… Из сыгранных в юности ролей ему хотелось бы повторить Фигаро. Нет, не повторить, а прожить заново. Это был его дипломный спектакль. «Недавно я заглянул в Бомарше и спросил себя: Толя, ну что ты играл тогда?! Не мог я 40 лет назад показать масштаб, ртутность, предприимчивость и размах Фигаро. А сегодня бы смог».
 
Не только Фигаро смог бы сыграть сегодня Анатолий Фирстов. Он может сыграть ВСЁ. Подозреваю, что и всегда мог…
 
Дорогой Анатолий Петрович! Коллектив театра с любовью и восхищением поздравляет Вас с замечательной датой – 40-летием творческой деятельности на сцене Нижегородского театра драмы. Мы благодарны Вам за Ваш безусловный, большой актерский талант, за бескорыстное, удивительное, дарящее радость служение искусству театра. От всего сердца желаем Вам здоровья, гармоничного течения жизни, света и тепла в душе, внимания и понимания Вашего окружения. Пусть всегда будут новые интересные роли, аплодисменты, цветы и улыбки! Пусть всё складывается так, как Вы хотите и мечтаете. Пусть в Вашей талантливой театральной семье всегда царят Вера, Надежда и Любовь!