13.10.2018.

Народный артист России Валерий Никитин: «…для меня театр – это жизнь без начала и конца…»

Сегодня у народного артиста России Валерия Васильевича НИКИТИНА – юбилейный день: исполняется 30 лет его творческой деятельности в Академическом театре драмы.  Поздравляем и восхищаемся, Валерий Васильевич!

«Для меня театр – это жизнь без начала и конца…»,– Валерий Васильевич высказался так в недавнем разговоре. И это не прозвучало пафосно или «громко», потому что сразу веришь, что для него, для ТАКОГО АРТИСТА всё именно так и обстоит…

А потом прочитал блоковскую строфу до конца:
 
«Жизнь – без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами – сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица».

Прочитал, конечно же, наизусть. В его памяти хранится великое множество прекрасных стихов, поэм, отрывков прозы. И он всё это не копит под спудом, как скупой рыцарь, а щедро делится с людьми. Он создает удивительные моноспектакли и чтецкие программы, с которыми его постоянно приглашают выступать на радио, в филармонию, в школы и вузы города. Два года назад свой юбилейный день рождения артист отметил бенефисным спектаклем «Нахлебник» и… чтецкими выступлениями в сопровождении Нижегородского русского народного оркестра под управлением Виктора Кузнецова. В этом году он покорил зрителей моноспектаклем по рассказу М. Горького «Дед Архип и Лёнька», сейчас готовит моноспектакль по А.П. Чехову. Сам делает инсценировки, сам режиссирует.  Неповторимый мастер художественного слова Валерий Никитин – лауреат премии IV фестиваля-конкурса им. Е.А. Евстигнеева в номинации «Актерская режиссура».
 

…Разговор, в котором Валерию Васильевичу вспомнился Блок,  шел об актерских судьбах, о том, как они по-разному складываются…
 
 «Нас всех подстерегает случай.
Над нами – сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица».

У самого Валерия Никитина актерская судьба сложилась счастливо. Кажется, он не искал учителей, театры, роли, они как будто бы сами его находили и шли в руки. Но… банальная истина: «везёт тому, кто везёт»… А Валерий Васильевич всю жизнь погружен в театр, литературу, в творчество, всю жизнь ищет не удачу, даже не успех, а интересную актерскую работу  –втеатре, в кино, на сцене филармонии – в любом формате…

В нашем театре Валерий Васильевич начал служить в 1988 году, уже будучи известным на всю страну актером, народным артистом России. Он приехал из Владивостока, где был ведущим и самым репертуарным актером Приморского краевого театра драмы: играл по 20 и более спектаклей в месяц (в основном главные роли), зрители его любили безмерно.  Московские критики, часто приезжавшие во Владивосток, постоянно отмечали высокий эмоциональный градус его сценических работ,  глубину постижения психологии героев: Морозка в «Разгроме» А. Фадеева, Макар Девушкин в «Бедных людях» Ф. Достоевского, Ричард в «Ричарде III» В. Шекспира, Кэлин и Груя в «Святая святых» И. Друцэ, Леня Шиндин в «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана, Протасов в «Детях солнца» М. Горького, Эзоп в пьесе Г. Фигейредо «Лиса и виноград».

Первой работой в  нашем театре стала роль Марата в спектакле «Преследование и убийство Жан-Поля Марата», поставленном Е. Д. Табачниковым, которого Валерий Васильевич считает СВОИМ, любимым режиссёром и Учителем и за которым он и приехал в наш город.  Марат – одна из самых необычных, потрясающих ролей Валерия Никитина, где при жестком следовании форме удалось раскрыть множество тончайших нюансов в характере и ситуации. «Марат – бунтарь, который волею рока становится диктатором. Я ему сострадал. Он – трагическая фигура… Он хотел немедленного счастья людям, а принес несчастья, пролил реки крови… Он стал заложником дорогих ему идей революции – равенства, братства», – объяснил трактовку этого образа сам артист в одном из интервью.

В нашем театре в 1989 году режиссёр Ефим Табачников и актер Валерий Никитин вернулись к спектаклю «Бедные люди» по Ф. Достоевскому. Во Владивостоке актер играл роль Макара Девушкина на таком трагедийном нерве, что она стала одной из лучших в его обширном репертуаре. О его Макаре тогда много писали, а когда Приморский театр показал «Бедных людей» на гастролях в Москве в 1984 году, то Валерий Никитин получил приглашение сразу в несколько московских театров…

Актер удивил и поразил нижегородских зрителей и в следующей своей работе – роли старого греховодника, сельского судьи Адама в комедии Генриха фон Клейста «Разбитый кувшин». «Валерий Никитин подчеркивает плотское начало в своем герое: ушибленная нога, помятая физиономия, поносы от испуга… Сельский волокита не отличается рыцарской галантностью, не особенно смущен тем, что натворил, и рассчитывает на поддержку зрительного зала», – писала в своей рецензии доктор филологии В. Фортунатова. По мнению режиссера-постановщика Е. Табачникова, роль судьи Никитин играл «раз от раза легче и озорнее, преодолевая сложившееся недоверие к нему как актеру комедийному. Вот ведь парадокс: драматический актер с взрывным могучим темпераментом и вместе с тем – талант лицедея и шутовская любовь к озорству».

За роли Марата, Макара Девушкина и Адама  артист был удостоен звания лауреата журнала «Театральная жизнь» по итогам 1990 года (эта награда ежегодно присуждалась актерам за лучшее исполнение ролей на сценах страны).

В спектакле «Кин IV», поставленном В. Ф.  Богомазовым, актер сыграл заглавную роль, ставшую для него этапной.  «Для меня это не просто роль – это попытка осмыслить свою жизнь и себя в искусстве, высказаться о наболевшем… Играя такую роль, актер чувствует себя как птица в полете и нужно быть постоянно в творческом состоянии, поддерживать в себе особую неземную температуру…» – признавался Валерий Васильевич  журналистам.

За роль Кина IV он был удостоен премии города Нижнего Новгорода. А когда этот спектакль уже сняли с репертуара, произошел беспрецедентный в истории российского театра случай: актера из провинции Валерия Никитина пригласили заменить заболевшего известного столичного актера Александра Лазарева, исполнителя этой же роли в спектакле театра имени В. Маяковского, во время гастролей «Маяковки» в Санкт-Петербурге.

Четыре вечера подряд в начале июня 1997 года выходил актер нашего театра, народный артист России Валерий Никитин в образе великого английского трагика на подмостки прославленной «Александринки». С успехом, отмеченным как зрителями, так и московскими коллегами, исполнял он Кина и потом: ездил в Москву играть эту роль в течение сезона, пока А. Лазарев проходил реабилитацию после операции. Завершились вояжи нижегородца тем, что он получил очередное приглашение в труппу Театра имени Маяковского…

 
В 1993 году актер  встретился с режиссером Григорием Михайловым в работе над главной ролью Антипы Зыкова в спектакле «Зыковы». Спектакль «Зыковы» и группа его создателей во главе с режиссером, в том числе Валерий Никитин, были выдвинуты на соискание Государственной премии РФ. Этот спектакль получил Гран-при на Российском театральном фестивале имени М. Горького в 1993 году. Известный и почитаемый всей театральной Россией критик, председатель жюри фестиваля Наталья Крымова отметила: «…Стержень спектакля – человек, мучающийся от чувств, от сознания своей вины. Это Антипа Зыков (народный артист РФ В. В. Никитин)… Обратила внимание на руки Никитина – какое богатство! Они у актера очень выразительны. Сильно, глубоко играет актер, особенно последний акт – там он тих, сосредоточен».

Валерия Никитина постоянно приглашал в свои постановки заслуженный деятель искусств России В.Ф Богомазов. В его спектаклях актер сыграл замечательные разножанровые роли: брат Лоренцо в шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта», Горас Вандергельдер в мюзикле Уайльдера – Стюарта «Хелло, Долли!», сенатор Рима в экзистенциальной пьесеАльбера Камю «Калигула», актер Несчастливцев в комедии А. Н. Островского «Лес», Эфраим Кэбот в драме Ю. О' Нила «Любовь под вязами», Альфонс в «Трех товарищах» Э.-М. Ремарка.  Какие разные и какие все незабываемо-«никитинские»!

«Безусловная удача спектакля «Любовь под вязами» – образ Эфраима Кэбота, отца семейства и владельца фермы, в исполнении В. Никитина… Он фигура ключевая для философии произведения, почти эпическая… Он вдохновлен сознанием своей избранности, – написала критик И. Мухина. – Сложность актерской задачи в том, что вся драма героя – внутри, исполнитель лишен возможности опереться на какие-то эффектные действия. Тем не менее Валерию Никитину вместе с постановщиком удается во всей полноте показать эту незаурядную натуру».
 
В 2002 году актер стал дипломантом Российского фестиваля в Калуге «Старейшие театры России» за роль в спектакле «Лес». Его Несчастливцев был отмечен «За верность традициям русского реалистического театра».
У  режиссёра Л. С. Белявского он озорно сыграл Плюшкина в спектакле «Похождения г-на Ч.». «Плюшкин у Никитина – крутой жадюга с сентиментально-гитарными заморочками», – отмечал театральный критик А. Пашков. За эту роль Валерий Васильевич   получил вторую премию города Нижнего Новгорода.
 
Очень интересными и запоминающимися стали последовавшие затем на сцене нашего театра никитинские «роли отцов» – добрых, наивных и трогательных в своей беспомощности и отцовской несостоятельности: Сарафанов в спектакле «Свидание в предместье» по пьесе А. Вампилова «Старший сын»; Ихменев в «Петербургском романе» по роману Ф. Достоевского «Униженные и оскорбленные»; Базаров-старший в спектакле Бориса 

Голубицкого «Отцы и дети. Роман» по И. Тургеневу.
 
В 2006 году Валерию Никитину еще раз довелось встретиться с драматургией Горького, он сыграл Яковлева в «Фальшивой монете». «У разбитого корыта остается несчастный часовщик Яковлев, которого В. Никитин исполняет, сильно форсируя роль, и тем выпадает не по своей вине из ансамбля, ибо никто другой из актеров не играет на разрыв аорты», – отметил тогда в своей рецензии журналист Г. Трефилов.
 

А потом были роли великого русского писателя Ивана Бунина в пьесе Рустама Ибрагимбекова «Последний поединок Ивана Бунина», незабвенный Фирс в «Вишневом саде» А.П. Чехова, пронзительно-мощный Кузовкин в «Нахлебнике» И.С. Тургенева.   Об этих ролях, их уникальности и редкостной индивидуальности много писали в прессе, особенно о никитинском Фирсе:
 
«Эту «новую», вегетативную жизнь откровенно презирает старый Фирс (Валерий Никитин). Когда он появляется – в атласном белом галстуке-бабочке, белом жилете и белых перчатках, с прямой спиной – с ним вместе входят порядок и достоинство». (Е. Чернова «Июль. Сад. Руины»,  «Новая газета» от 2.08.2012).

…Актерская судьба… Она продолжается. Актерская судьба в нашем театре народного артиста России Валерия Никитина – лауреата премии имени  Н.И. Собольщикова-Самарина, дважды лауреата премии города Нижнего Новгорода, неоднократного лауреата Российских и Международных театральных фестивалей.
 
Дорогой Валерий Васильевич! Коллектив театра сердечно поздравляет Вас с юбилеем творческой деятельности на сцене Академического театра драмы и благодарит за Ваше творческое, вдохновенное служение театру, за яростный и тонкий, душевный неисчерпаемый талант. Желаем Вам успехов во всём и бодрости духа, доброго здоровья, осуществления всех Ваших прекрасных задумок, обязательно новых интересных ролей, тепла, понимания и нежности. Цветов, улыбок и аплодисментов! «Легкого дыхания»,  духовных и земных радостей Вашей творческой театральной семье!