01.10.2018.

Лауреат премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина МАРГАРИТА ЮРЬЕВА: 55 лет на сцене

 
Сегодня юбилей у неподражаемой, уникальной актрисы Маргариты Михайловны ЮРЬЕВОЙ. 55 лет на сцене театра драмы!  И всё так же прекрасна,  юна душой и обаятельна!  И так  же остроумна и не пропускает случая пошутить «не в бровь, а в глаз».  Вам, наша дорогая Маргарита Михайловна, наши сердечные поздравления, искреннее восхищение и любовь!
 
Маргарита Михайловна Юрьева относится к легендарному  поколению безукоризненных профессионалов,  «старых мастеров» нижегородской сцены. В конце пятидесятых-шестидесятых годах прошлого века при театре драмы работала студия по подготовке профессиональных артистов, из которой вышли прекрасные, удивительные актеры, в том числе и Маргарита Юрьева. Сегодня она – одна из двух представительниц славного  племени студийцев театра драмы (вместе с народной артисткой России Маргаритой Алашеевой).
 
В этом году, юбилейном для нашего театра, готовится к изданию книга о театре. Отдельная глава, написанная театроведом и журналистом Ириной  Никитиной, посвящена Маргарите Михайловне Юрьевой:
 
«В театральную студию при Горьковском театре драмы  Маргарита поступила втайне от родителей. Так ей в артистки захотелось, что с просьбой прослушать обратилась к самой Антонине Николаевне Самариной! Та согласилась и пригласила девушку к себе домой. Прочла Рита народной артистке РСФСР монолог Анны Карениной и услышала совет, что не надо ей его читать: «Внешность у тебя героини, а нутро – ха­рактерное». Прислушалась девушка к опытной актрисе, разучи­ла другой отрывок и успешно  поступила в студию.
Главным режиссером театра был тогда Меер Абрамович Гершт. И надо же было такому случиться, что он как раз ставил «Анну Ка­ренину». Главная роль студийке, конечно, не досталась, но ей довелось поработать в массовке. А когда Рита окончила студию, то дебютировала на сцене Горьковского театра драмы в роли Тони в спектакле Лео­нида Белявского «В день свадьбы» по пьесе Виктора Розова.
Посчастливилось Маргарите Юрьевой встретиться в одних спектаклях с Вацлавом Дворжецким, Вла­димиром Самойловым, Антониной Самариной, Галиной Дёминой и другими известными и опытными актерами.
А однажды она оказалась на подмостках  нашего театра с самим Евгением Евстигнеевым – в спектакле «Сталевары». Александр Брухацкий, исполнитель главной роли в «нетленке» советских времен, которая шла чуть ли не во всех теа­трах страны, заболел. А спектакль числился в афише в канун важной государственной даты, от­менить его было никак нельзя. Вот и решило руководство театра обратиться  с просьбой к земляку, всегда помнившему о своих корнях, к  Евгению Александровичу Евстигнееву, который играл ту же роль в мхатовских «Ста­леварах». И он на просьбу откликнулся.
«Я там выбегала в небольшой рольке. Этакая заводская девчонка, – вспоминает актриса. – Стояли мы с Женей на авансцене, он меня что-то спрашивал, я отвечала... Так он потом Саше (Александр Белокринкин – актер театра драмы, муж М. М. Юрьевой), с которым дружил, сказал: «У тебя Ритка пусть эпизод, но лучше нашей артистки во МХАТе играет!»
Сколько Маргарита Михайлов­на с присущим ей чувством юмора, потрясающей органикой, склонно­стью к эксцентрике переиграла за свою жизнь  ролей – не сосчи­тать. И кто бы мог подумать, что до сих пор перед выходом на сцену ее дрожь пробирает.  Но… выходит она на под­мостки и, что называется, купается в роли. Как, скажем, в уморительной роли кастелянши в комедии Рэя Куни «Кли­нический случай», которая вот уже  почти 10 лет не исчезает из репертуара театра, пользуясь успехом у зрителей.
Как А. Н. Самарина в самом начале напророчила М. Юрьевой путь характерной актрисы, так оно и случилось…
 …Были на творческом пути Маргариты Михайловны встре­чи и роли, которые она до сих пор вспоминает с особым чувством. 
В 1987 году в Горьковский театр драмы им. М. Горького впервые приехал на постановку известный в столичных театральных кругах режиссёр Роман Виктюк. Ста­вить он в Горьком собрался пьесу Людмилы Петрушевской «Уроки музыки». Актеров Роман Григорьевич выбирал и назначал на роли сам, предварительно про­сматривая их работы в других спек­таклях театра. В результате роль матери-одиночки Грани получила у него Марга­рита Юрьева.
«У меня всё эпизоды да эпизо­ды были. А тут… роль! Не главная, но глубокая и для меня неожиданная, – вспоминает актриса. – До Виктюка с нами работал, как у него принято, другой режиссер, а потом за не­сколько дней до премьеры он сам приехал. Кричал на меня, кричал – я, видно, что-то не так делала. А потом вдруг забежал ко мне по­сле репетиции и поцеловал. Его второй режиссер тогда удивился: «Ну, знаешь ли, чтобы Виктюк артистку целовал!..» Такую роль я действи­тельно никогда раньше не играла, а режиссер, видно, вытащил из меня то, что я и сама в себе не предпо­лагала. Даже Хлибко, который вна­чале сомневался, что я сыграю Граню, после премьеры сказал мне: «Береги эту роль, береги. Она у тебя получилась даже не драматической, она у тебя – трагическая».
Позже Маргарита Ми­хайловна узнала, что на худсовете после премьеры «Уроков музыки», когда Виктю­ка спросили, кто из актеров Горьковского театра драмы  ему больше всего понравился в работе над спектаклем (многие тогда, наверное, рассчиты­вали услышать, что исполнители главных ролей, которые действительно хорошо играли в той постановке), а он ответил: «Риточка Юрьева». И добавил: «Она из тех актеров-бессребреников, их которых можно лепить и с которыми можно делать что угодно».
 
Дорогая Маргарита Михайловна!  Коллектив театра сердечно поздравляет Вас со славным юбилеем – 55-летием творческой деятельности!  Мы благодарны Вам за Ваш удивительный, редкий талант, за преданность театру, за красоту существования на сцене и в жизни, за Вашу интеллигентность и прекрасный юмор. От всей души желаем Вам доброго здоровья,  творческого долголетия, обязательно новых интересных ролей, тепла и заботы, нежности и внимания. И цветов, и улыбок, и хорошего настроения! Пусть всегда Вас окружают преданные друзья, творческие, любящие и любимые люди.