31.08.2018.

Комедия высокая. Со всеми вытекающими.

Премьера спектакля «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ» - 12 сентября!
 
Пьесу «Без вины виноватые» Александр Николаевич Островский закончил писать в 1883 году. С той поры её бесконечно ставят. Как классическую мелодраму. Безусловно, с чертами комедии, реалистической бытовой и психологической драмы. Все это заложено в пьесе автором. Режиссер-постановщик спектакля Кирилл ВЫТОПТОВ (г. Москва) жанр своего спектакля определил как высокая комедия…
 
«Высокая комедия - форма комедии нравов и комедии бытовой, отмеченная остроумием, изяществом и изысканностью стиля». Да! Безусловно! История театральная. Нравы театральные… А какие они в театре сегодняшнем? Режиссер нещадно их раскрывает. Нещадно, но остроумно. И с огромной любовью к театру с его… нравами.
 
Кирилл Вытоптов вводит в пьесу новых персонажей: Пьеро – это, условно говоря, дух театра; театрального критика Википедию Львовну… Википедия Львовна, безусловно, знает, о чем писал Островский и как его надо ставить сегодня. Без ее критических замечаний и одобрений спектакль бы «провалился». В общем-то, современный театр без театральной критики сегодня сложно представить. К сожалению, профессионалов в этой профессии остается все меньше и меньше. Почти каждый зритель знает, как надо ставить… В том числе и Островского. Так что у строгих зрителей, которые любят классические спектакли, есть время подумать о том, может ли режиссер вводить новые персонажи в пьесу великого классика… А главное: зачем ему это надо. Хотя ответ на этот вопрос можно получить только посмотрев спектакль.

Режиссер-постановщик Кирилл Вытоптов «хулиганит». В его спектакле и Нина Коринкина не одна. В спектакле три актрисы, которые исполняют эту роль: 1-я сущность Нины Коринкиной, 2-я сущность Нины Коринкиной и 3-я сущность Нины Коринкиной. Три сущности одной актрисы. И все три сущности разного возраста, со своим характером и… нравом. Все три сущности обеспокоены появлением знаменитой актрисы Елены Кручининой. Нет-нет, Елена Кручинина в спектакле одна-единственная.

Зачем три сущности? Приходите и смотрите!
 
Григорий Незнамов – сын, который, наконец, нашел свою мать. Где? Конечно же, в театре! Все помнят сюжет: сын стал актером. Как и мама. Режиссер определяет тип характерности актера Незнамова как актера-неврастеника. А его друга Шмагу как «злодея для всякой пьесы, в которой появляется». Есть и герой-любовник.
 
Кстати, Незнамовых тоже трое… Точнее, в спектакле Незнамов и два его отражения.
 
И у Островского, и у Вытоптова амплуа актеров и их судьбы неразрывно сплетены. А потому и пьеса, и спектакль не только про театр и его нравы. А про сущность людей, про судьбы людей и восприятие самых разных событий, которые происходят в их судьбах. В наших судьбах.

В конце концов, где театр, а где настоящая жизнь, а где игра…Все не так просто.
 
Так что Александр Николаевич Островский дает возможность ставящим режиссерам и играющим артистам «похулиганить», суть и смысл пьесы от этого не меняется. Становится лишь острее – остроумнее и современней.
«Это чуть ли не пятидесятое моё оригинальное произведение и очень дорогое для меня во многих отношениях: на отделку его потрачено много труда и энергии… Мне хотелось показать русской публике, что чтимый ею автор не успокоился на лаврах, что он хочет ещё работать и давать ей художественные наслаждения, которые она любит и за которые чтит его. Потом это произведение создавалось необыкновенно удачно: мне неожиданно приходили в голову художественные соображения… Повторения такого счастливого настроения едва ли уж дождёшься», - писал Александр Николаевич Островский тогда...
 
Молодому режиссеру Кириллу Вытоптову удалось подхватить это «счастливое настроение» сегодня! Спустя ровно 135 лет…
 
12 сентября в Нижегородском театре драмы ОТКРЫТИЕ 221-го СЕЗОНА ПРЕМЬЕРОЙ СПЕКТАКЛЯ «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ»! Про людей-актеров и актеров-людей…