09.04.2018.

150 лет со дня рождения Н.И. СОБОЛЬЩИКОВА-САМАРИНА

Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Николая Ивановича Собольщикова-Самарина выдающегося русского актера, режиссера и антрепренера, организатора театрального дела, с именем которого неразрывно связаны одни из самых славных страниц истории Нижегородского театра драмы.

Пользовавшийся огромным авторитетом в театральном мире народный артист РСФСР Н.И. Собольщиков-Самарин посвятил Нижегородскому театру без малого 30 лет своей творческой жизни, будучи в нем актером, режиссёром, художественным руководителем и художественным консультантом: в 1892-1899 гг. и с 1924 по 1945 г.

Николай Иванович Собольщиков - Самарин родился в Петербурге 9 апреля 1868 года. С 1884 года выступал на провинциальной сцене в театрах Петрозаводска и Новгорода. В Нижний Новгород приехал в 1892 году 24-летним молодым человеком, но уже опытным актером и организатором. Он создал «Товарищество артистов на паях», набрав замечательную труппу. Именно эта труппа под руководством Н.И. Собольщикова-Самарина 1 сентября 1896 года открыла первый театральный сезон (1896-1897 гг.) в здании театра на Большой Покровской улице, сыграв драму А.И. Сумбатова-Южина «Листья шелестят».

«Я был в восторге от нового здания, – писал в своих воспоминаниях Николай Иванович. – Всё в нем радовало меня… Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз, когда я входил в театр, меня охватывал какой-то трепет, и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно…»

Художественное руководство Н. И. Собольщикова-Самарина во многом определило судьбу Нижегородского театра драмы. При нем обычный провинциальный театральный коллектив превратился в советское время в один из лучших, ведущих в стране.

В числе первых театральных деятелей Николай Иванович Собольщиков-Самарин утвердил в периферийном театре режиссуру как профессию и создал принесшие Нижегородскому театру всесоюзную известность спектакли «Горячее сердце» (1924), «Мещане» (1927), «Лес» (1927), «Вишневый сад» (1929), «Ревизор» (1930), «Доходное место» (1931), «Коварство и любовь» (1931), «Горе от ума» (1932), «Без вины виноватые» (1933), , «Волки и овцы» (1934), «Гамлет» (1936), «Свадьба Кречинского» (1938), «Таня» (1939), «Зимняя сказка» (1940), «Сон на Волге» (1941), «Дворянское гнездо» (1942), «Бедность не порок» (1944) и многие другие. Его режиссерские работы высоко поднимались над обычным уровнем сценических постановок того времени и представляли собой интересные, целостные художественные произведения.

Невозможно определить, что лучше удавалось многогранно одаренной натуре Николая Ивановича – режиссура или актерство. Удавалось всё. Словно самой природой созданный для сценических подмостков – высокий, статный, с крупным выразительным лицом, блестящими голубыми глазами, наделенный сценическим обаянием, красивым голосом и заразительным темпераментом – Николай Иванович только с 1924 года сыграл на сцене Нижегородского театра около полусотни ролей.

«Как режиссер Николай Иванович не довлеет в спектакле, а растворяется в нем, уступая первое место исполнителю. Но и требует от актера многого. Горе тому, кто попытается отделаться только репетициями и дома не работает над ролью! Попробуйте не знать текста на третьей репетиции! Попробуйте опоздать на репетицию! – вспоминал народный артист России Н. А. Левкоев, один из самых преданных и последовательных учеников Н.И. Собольщикова-Самарина. – Собранность, четкость, точность – вот что прививает Николай Иванович актеру… Если у актера что-то не ладилось, он отводил его в перерыве в сторону и, гуляя по сцене, объяснял ему, советовал. Собольщиков не делал разницы между молодым и старым актером, оберегая самолюбие каждого. Точно, по часам, заканчивал репетицию и, уходя, говорил: «До завтра, ребятушки. Поднажмите на текст».

Художественному руководителю Нижегородского театра драмы Н.И. Собольщикову-Самарину обязан своим появлением в нашем городе Театр Юного Зрителя. В 1927 году Н.И. Собольщиков-Самарин обратился к выпускникам Нижегородского театрального техникума с письмом, в котором призывал «создать молодой показательный спектакль.., сделать почин, из которого в будущем вы создадите молодой филиал Нижегородского театра». Новая молодежная труппа организовалась, спектакль был создан, и в 1928 году по инициативе Н.И. Собольщикова-Самарина открылся Нижегородский ТЮЗ, который первые свои спектакли играл на сцене Нижегородского театра драмы (у молодого театра поначалу не было своего здания).

Во время Великой Отечественной войны, несмотря на преклонный возраст, Н.И. Собольщиков-Самарин ставил патриотические пьесы, сделал инсценировку романа Л. Н. Толстого «Война и мир». По инициативе Николая Ивановича театр в военные годы давал по два спектакля в день, и весь сбор уходил в фонд обороны. Артистические бригады от театра выступали в воинских частях, госпиталях и на фронте.

Помимо актерской и режиссерской работы, Н.И. Собольщиков-Самарин написал более 30 пьес (в их числе много пьес-сказок для детей) и 17 инсценировок. Потомкам он оставил также интересную книгу воспоминаний о провинциальном театре дореволюционного времени, которая появилась в свет в 1940 году под скромным названием «Записки».

Н.И. Собольщиков-Самарин был первым председателем Горьковского отделения Всероссийского театрального общества (ВТО), открывшегося в нашем городе в 1935 году.

Правительство высоко оценило заслуги Н. И. Собольщикова-Самарина, присвоив ему звание заслуженного артиста республики в 1926 году (в числе первых провинциальных актеров) и народного артиста РСФСР в 1934-м. 18 сентября 1940 года его (также одного из первых среди деятелей культуры на периферии) наградили орденом Ленина за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства страны.

Народный артист РСФСР Н. И. Собольщиков-Самарин возвеличил Нижегородский театр, вывел его в ряд одного из самых лучших театров России, отдавал ему все силы и огромный талант, преданно служил театру до последнего своего часа.

В своих воспоминаниях дочь Н.И. Собольщикова-Самарина Антонина Николаевна Самарина написала: «Отец очень тяжело переживал Отечественную войну, и я очень рада, что он дожил до победы, испытал радость и гордость за Родину, которую он так горячо любил… 6 июня он писал экспозицию к пьесе Островского «Волки и овцы» и на середине работы, устав, остановился и отложил на следующий день. Но на следующий день он уже не писал. Умер он 20 июля 1945 года. Перед театром стояла длинная вереница людей, желающих с ним проститься. Гроб утопал в цветах…»