09.04.2018.

Поздравляем!

 

Сегодня мы поздравляем с днем рождения актрису Елену СМЕТАНИНУ – сдержанную, интеллигентную и стильную, грациозную и притягательную лирическую героиню.

На сцене она неизменно приковывает к себе внимание, её обязательно отличаешь и запоминаешь не только в больших ролях (Вера Николаевна в «Гранатовом браслете», Пия в «Острове грехов»), но и в массовых сценах («Брачный договор», «Павел I»), потому что есть индивидуальность, стержень и абсолютное соответствие духу и букве спектакля.

Окончив Горьковское театральное училище, Елена Сметанина три сезона работала в Волгоградском Новом экспериментальном театре (НЭТ), затем вернулась в Нижний и была принята в труппу Нижегородского академического театра драмы. В театре «НЭТ» начинающая актриса с успехом исполняла главные роли во многих спектаклях, особенно запомнившись волгоградским зрителям ролью Джульетты в шекспировской трагедии – образ, который мечтает создать на сцене каждая молодая актриса. Признание нижегородских зрителей актриса сразу же завоевала ролью Павлы в спектакле «Зыковы» по пьесе М. Горького.

Образы, созданные на сценических подмостках Еленой Сметаниной, таят в себе загадочность и недосказанность. Её героини утонченные, хрупкие, но внутренне сильные, гордые и глубокие: Галина в «Неприкаянном» по пьесе А. Вампилова «Утиная охота», Флоренс в «Странной миссис Сэвидж» Д. Патрика, Вера Николаевна в «Гранатовом браслете» А. Куприна, Цветаева в «Мещанах» и горничная Липа в «Вассе» М. Горького. Необычна актриса и в комедийных ролях: Жаклин в «Бестолочи» М. Камолетти, Манюшка в «Зойкиной квартире» М. Булгакова, Джейн в «Клиническом случае» Р. Куни.

У каждой её героини – особый, иногда «странный», но безумно интересный внутренний мир, в котором соединяются печальное и комичное, трогательное и возвышенное.

Роль Галины в пьесе А. Вампилова – несомненная актерская удача Елены Сметаниной. Её Галина ни при каких обстоятельствах не теряла чувства собственного достоинства и в то же время была по-детски ранимой и беспомощной, трепетной и нежной. В этой роли проявлены все достоинства русской драматической актрисы.

Созданный Еленой Сметаниной аристократический образ княгини Веры в «Гранатовом браслете» А. Куприна, женщины душевно и эмоционально богатой, но закрытой в проявлении внешних страстей, близок актрисе и многое говорит о её индивидуальности – человеческой и профессиональной. Актриса и сама напоминает аристократок XIX века: стройная, утонченная, всегда с прямой спиной, с красивой русской речью, с очарованием непременного «излома», скрытого нерва, прорывающегося в каждом жесте.

Работая акварельными красками, актриса всегда стремится на сцене к естественности, органичности, гармонии. А это значит, что актриса высшей категории Елена Сметанина, обладая хорошим чувством юмора, умеет удержаться «в рамках художественного вкуса» и в остро характерных, гротескных ролях. В комедии «Клинический случай» в роли Джейн актриса прекрасно демонстрирует нам гротескные стороны своего таланта, шарж на «странную женщину», соединенный с глубочайшим лиризмом, и, что особенно ценно, добрым отношением к героине и ко всему происходящему.

Елена Сметанина проживает жизнь своих героинь наполненно, чувствуя природу спектакля при любых режиссёрских пристрастиях. Актрису приглашали в свои спектакли замечательные режиссёры разных поколений: А. Иванов, Г. Михайлов, В. Богомазов, Р. Самгин, Л. Белов, А. Песегов, И. Зубжицкая.

Одна из важных и особенных страниц в творчестве Елены Сметаниной – работа с режиссёром И. Сакаевым в его постановках «Остров грехов» и «Саломея». Сложная, непривычная драматургия, трудности необычного сценического языка – всё это было прекрасно преодолено актерским мастерством и талантом Е.А. Сметаниной.

В трагедии Оскара Уайльда «Саломея» Елена Сметанина играет роль Луны (она же палач Нааман). Актриса скрупулезно и талантливо «выписывает» рисунок роли, практически не покидая сцену и превращаясь в лейтобраз спектакля, который создает исключительно средствами пластики и пантомимы. Эта роль произвела на всех огромное впечатление, получила восторженные отклики в СМИ.

«Луна – самая загадочная героиня спектакля, которую постановщик наделил огромной смысловой нагрузкой… Фигура актрисы, до пят окутанная кроваво-алым покрывалом, будто слеплена из пластилина – настолько плавны и текучи движения героини. Зрачки поблескивают пугающими огоньками, насквозь прожигающими полумрак сценического пространства, губы внезапно вздрагивают, замирая в безумной улыбке, которая больше напоминает клоунскую гримасу. На протяжении спектакля актриса не произносит ни слова, только изредка неразборчиво бормоча, словно в бреду, или тревожно напевая что-то высоким причудливым голоском… Гибкие руки перекатывают круглое серебряное блюдо, искаженно отражающее каждую деталь грубой реальности», – написала журналист М. Евсеева в своей рецензии «Саломея и пророк: пластические метаморфозы» в журнале «Страстной бульвар, 10».

 «Нижегородцы увидели в исполнении Елены Сметаниной ожившую Луну – женщину с длинным шлейфом прозрачной красной, как кровь, ткани, - отмечала в своей статье «Обаяние новизны» журналист Татьяна Погорская. - В этом «лунном» свете происходят все ключевые сцены... Луна приковывает к себе внимание, она одна из тех нитей представления, которые связывают в единое целое быстро меняющиеся, как в детском калейдоскопе, сценические картинки».

Помимо работы в театре, актриса записала на радио не одну программу с исполнением сказок, стихов, классической и современной прозы, прекрасно владея глубоким, приятного тембра голосом, богатым на звуковые модуляции. С художественным чтением выступает она и на филармонической сцене, участвует в проектах театра («Я жил одним дыханьем со страной…», «Музыка души», «Поэзия, театр и вдохновенье…»).

Как человек интеллигентный, актриса-интеллектуал, она всегда интересуется и знает обо всех значимых культурных событиях, происходящих в городе. Она не пропускает ничего интересного, что связано с театром, литературой, культурой, особенно с творчеством коллег, сотрудников родного театра. Елену Сметанину можно увидеть на выставках, премьерах, фестивалях, презентациях книг… Это потребность души и отзывчивость на всё талантливое…

Зрелый мастер, талантливая, своеобразная актриса Елена Сметанина, следуя заветам русской актерской школы, смело откликается на творческие эксперименты, в которых её многогранная индивидуальность раскрывается с новых, неожиданных сторон. Её чуткий, трудолюбивый талант востребован в репертуаре театра: в недавней премьере «Параллельные влюбленности» (по прозе Виктории Токаревой) актриса, умеющая мыслить парадоксально, с неподражаемой иронией и самоиронией сыграла роль Врача.

В настоящий момент Елена Сметанина репетирует одну из основных ролей в очередной готовящейся премьере – в спектакле «Господа Головлёвы» по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Дорогая Елена Анатольевна! Коллектив театра сердечно поздравляет Вас с днем рождения, со значимыми событиями в Вашей жизни. Благодарим Вас за Ваш талант, Вашу интеллигентность, скромность и деликатность, Вашу всегда одухотворенную, отличающуюся искренней жертвенностью актерскую работу. Желаем Вам доброго здоровья, «легкого дыхания» на всех ступенях бытия, бесконечного творчества, благосклонности судьбы и много-много новых интересных ролей. Улыбок, восхищения поклонников, цветов и аплодисментов!