14.09.2018.

Андрей ЛОГВАНОВ: «Островский без носовых платков»

(Нижегородский театр драмы, «Без вины виноватые», режиссёр Кирилл Вытоптов)
 
Вот уже третий раз за последний год Нижегородский театр Драмы дарит нам смелые и удачные эксперименты. Сначала был Шекспир от Валерия Саркисова, потом «Господа Головлевы» (режиссер Искандер Сакаев), а теперь еще и «Без вины виноватые» (Н. Островский) в интерпретации Кирилла Вытоптова.
 
Любители классических постановок, в каждом зале таких не больше дюжины, могут сказать свое «Фи», даже выйти из зала. Но поток энергии со сцены это не остановит. Что меня лично сильно порадовало у всех трех режиссеров - бережное отношение к первоисточнику. Классический текст не обрезан, не дописан, не переиначен, а сохранен в полном объеме и целостности. Именно это отличает постановки Нижегородской Драмы от других театральных экспериментов.
 
Премьера пьесы «Без вины виноватые» состоялась 12 сентября. Те, кто принес с собой на спектакль носовые платки, остались в недоумении. Моя жена даже собралась в финале поплакать, когда «нашелся потерянный сын Кручининой», но тут главная героиня (актриса Ольга Берегова) начала посвящать молодых актеров томиком Островского, как король Артур посвящал рыцарей круглого стола.
 
Два с половиной часа на сцене царило движение. Каждые пять минут режиссер подкидывает своим зрителям что-то неожиданное. Кирилл Вытоптов проделал гигантскую работу с текстом Островского, заставил «звучать» каждую реплику, каждую паузу, каждую запятую. Первый акт удивил игрой с суфлерской будкой, эдакая пародия на старый театр времен Островского. Реплики героев дублировались, то шепотом, то «в полный голос». Валентин Ометов играл «негодяя-обманщика», забывшего текст, и все время «припадал ухом к суфлерской будке». Актеры режиссера не подвели, ни разу не сбились, очевидно, хорошо и долго репетировали. Очень смешно играла «Аннушку» Наталья Кузнецова, нагло выпроваживая назойливых бар. Но тут на сцену влезла Википедия Львовна, то ли «администратор с микрофоном», то ли театральный критик, и все оказались провинциальном театре нашего времени, с его интригами, завистью и прочими прибамбасами.
 
Второй акт, при полной смене декорации, можно обозвать, как «Банкет нуворишей с актрисами». Здесь было все: и уличные комедианты, и раздача денег актерской массовке, и стрельба пьяных хозяев жизни, и другие ходячие, лежачие и висячие анекдоты. Очень удачно режиссер использовал второй план, где постоянно кто-то танцевал и по-всякому веселил публику.
 
Особенно должны быть благодарны режиссеру молодые актеры, ведь он самовольно и весьма удачно увеличил число действующих лиц. На сцене сразу три Незнамовых, «его» реплики дублируются и отражаются в зеркалах.
 
Достойно солировал актер Иван Бычков - главный Незнамов нашего Драмтеатра, а Олег Шапков в роли постаревшего Григория Львовича Мурова смешил зал до слез.
 
Сам зритель ощущал себя как в кинотеатре. Киношные приемы, спецэффекты, динамичное «мелькание кадров» в обратную сторону, мультяшные вставки, - это будущее театра. Правильное будущее. Садишься в театральное кресло и забываешь обо всем на полтора часа до самого антракта, и только когда «дают» занавес, чувствуешь, как вспотела твоя спина, и подрагивают коленки твоей соседки.
 
А что актеры? По их лицам видно, что им нравится это играть. Кручинина, в исполнении Ольги Береговой, вовсе не ноющая мать, потерявшая ребенка и брошенная возлюбленная, а сильная женщина, которая противостоит грехам этого мира.
 
Весь спектакль излучает оптимизм и силу. Это заслуга художника по костюмам Наны Абдрашитовой. Благодаря костюмам прошлое и настоящее перетекают друг в друга незаметно. Цирк, кино, спектакль, шоу в одном флаконе. Как раз то, что любит современная молодежь.
 
Отдельно хочется сказать спасибо руководству театра Драмы за этот прекрасный театральный эксперимент. Эту постановку можно смело двигать на Федеральном уровне на все престижные фестивали и театральные премии. Пусть знают нижегородскую театральную традицию, которой уже 221 год пошел.
 
Безусловно, такой «молодежный» Островский будет положительно встречен критикой и сможет привлечь в театр тех, кто смотрит исключительно на экраны своих смартфонов. Современному театру очень не хватает молодого зрителя. Что до зрителя постарше… Нижегородские театралы уже шепчутся. А вы видели «нового» Островского? А что с ним не так? Обязательно сходите!

Андрей Логванов
тоже драматург
+
Наталья Логванова
зрелая театралка.